Трагедия над Боденским озером: фильм со Шварценеггером и другие картины про авиакатастрофу. Появился трейлер к фильму с нагиевым о трагедии над боденским озером Столкновение над боденским озером фильм

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

С чего все началось?

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154, на борту которого были 52 ребенка (большинство из них - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, дети госслужащих и руководителей учебных заведений), летевшие на отдых в Испанию.

До этого они опоздали на свой рейс - и компания «Башкирские авиалинии» организовала дополнительный. Причем воспользоваться этим рейсом предлагалось и другим опоздавшим пассажирам. В итоге за три часа до отлета было продано восемь горящих билетов. Среди покупателей была экономист Светлана Калоева из Владикавказа, которая с десятилетним сыном Костей и четырехлетней дочерью Дианой собиралась навестить в Барселоне мужа - архитектора Виталия Калоева. Они не виделись девять месяцев.

Как произошло столкновение над Боденским озером?

В 21.35 по всемирному координированному времени Ту-154 столкнулся в воздухе с «Боингом-747», следовавшим из Бахрейна в Брюссель (на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота). Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера, - причем, несмотря на то что оба самолета в тот момент находились над территорией Германии, воздушным движением управляла швейцарская компания Skyguide, а в диспетчерском центре в Цюрихе в ночную смену работали всего два (!) авиадиспетчера.

Когда один из них ушел на перерыв - на дежурстве остались лишь 34-летний Петер Нильсен и ассистентка. При этом Нильсену приходилось работать одновременно за двумя терминалами. Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолеты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошел и «Боинг-747», но Нильсен не услышал его сообщения, а также совершил роковую ошибку, сказав команде Ту-154, что «Боинг» находится справа (в то время как на самом деле он находился слева).

За секунды до столкновения пилоты самолетов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу - но их это не спасло. 69 человек на Ту-154 и два пилота «Боинга» погибли. При этом, несмотря на то что некоторые обломки лайнеров упали во дворы жилых домов, на земле, по счастью, никто не пострадал.


Что было после трагедии?

Спустя два года комиссией, созданной Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, была установлена причина столкновения и указаны ошибки руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену (и долгое время мирилось с тем, что только один диспетчер управлял воздушным движением, пока его напарник отдыхал). Помимо этого, оборудование, которое должно было подсказать об опасном сближении, было отключено для техобслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия неисправна.

На следующей день после трагедии о всех подробностях еще никто не знал, но один отчаянный человек уже вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Германию - в Иберлинген. Сначала полиция не пускала его на место катастрофы, но ему удалось убедить их, что на борту Ту-154 были его жена и дети. В итоге личные поиски мужчины увенчались тем, что он сначала нашел бусы своей дочери Дианы, а затем и ее тело. Этого человека звали Виталий Калоев, а найденное им жемчужное ожерелье дало название мемориалу «Разорванная жемчужная нить», установленному позже на месте трагедии.

Кто такой Виталий Калоев?

Виталий Калоев - архитектор из Владикавказа. Самый младший ребенок в семье осетинских педагогов. С отличием окончил школу, отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, работал по профессии. До 1999 года возглавлял во Владикавказе строительное управление, пока не заключил контракт с одной фирмой и не уехал в Испанию проектировать дома.


© Игорь Кубединов / ИТАР-ТАСС

Калоев убил диспетчера?

Тогда никто официально не называл Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций. Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и, будучи в возбужденном состоянии, жутко напугал главу Skyguide Алана Росье. Затем он отправился в офис компании, где стал допытываться у ее сотрудников, виноват ли в случившемся диспетчер, и добиваться встречи с Нильсеном.

Фотографию диспетчера Калоев в итоге получил в московском детективном агентстве, в которое обратился после катастрофы. 24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена, попросил разрешения войти и показал ему снимки своих погибших детей, чтобы тот извинился за случившееся. Но, по словам архитектора, диспетчер оттолкнул его, фото упали на землю - а дальше Калоев «ничего не помнит».

Суд установил, что Калоев нанес Нильсену 12 ножевых ранений, от которых тот и умер. Убийство произошло в присутствии жены диспетчера и троих его детей. Калоев получил восемь лет тюрьмы строгого режима. Однако спустя какое-то время мужчина раскаялся и $150 000 компенсации, выплаченные авиакомпанией, передал семье диспетчера. Позднее Калоев был досрочно освобожден и вернулся на родину, где был крайне тепло (практически как герой) встречен в аэропорту, что поспособствовало появлению недоуменных .


«Последствия» - первый фильм, посвященный этой авиакатастрофе?

Нет, до этого столкновение над Боденским озером было подробно освещено в двух сериалах телеканала National Geographic («Расследования авиакатастроф» и «Секунды до катастрофы»), нескольких документалках и телефильме «Полет в ночи - катастрофа над Иберлингеном». Также оно легло в основу немецкого фильма и даже русского

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.

В США в городе Коламбус, штат Огайо, начались съемки фильма "478", основанного на реальных событиях авиакатастрофы в Германии. В нем известный актер Арнольд Шварценеггер играет осетина Виталия Калоева, потерявшего во время крушения всю семью. Но работа над кинолентой началась со скандала: Калоев оказался не согласен с сюжетом фильма. Как он рассказал в беседе с корреспондентом "РГ", события там показаны совсем не так, как происходили на самом деле.

Столкновение двух самолетов над Боденским озером в Германии произошло в июле 2002 года. В результате трагедии погиб 71 человек, из них 49 детей. Среди них оказалась и семья Виталия Калоева - жена и двое детей.

Спустя полтора года после катастрофы, не дождавшись наказания виновных, Калоев нашел и убил авиадиспетчера Питера Нильсена, одного из возможных виновников столкновения самолетов. Немного позже Виталий был арестован и приговорен к восьми годам швейцарской тюрьмы. Потом суд снизил срок до пяти лет и трех месяцев заключения, из которых Виталий Калоев отбыл четыре года. Его освободили досрочно за примерное поведение. В 2007 году он вернулся на родину, в Осетию. Спустя время Калоева назначили на должность заместителя министра архитектуры и строительной политики республики, где он работает до сих пор. Судьбу именно этого человека и играет в киноленте Арнольд Шварценеггер.

Еще два года назад ко мне обращались представители голливудских киностудий с вопросом о том, буду ли я против съемок фильма о трагедии над Боденским озером, - рассказал "РГ" Виталий Калоев. - Я им ответил, что в целом не против самого фильма, потому что он увековечит память о моих погибших детях и жене. Совершенно без разницы и то, как меня сыграет Арнольд Шварценеггер. Важно другое: чтобы события расследования авиакатастрофы были отражены в фильме так, как происходили в реальности. В соответствии с материалами уголовного дела. Теперь же, когда начались съемки киноленты, я узнаю, что сюжетная линия в ней очень сильно изменена. Именно этот факт и возмущает. Получится чудовищная несправедливость, если весь мир увидит ситуацию совсем не такой, какова она была на самом деле.

По словам Виталия Калоева, в голливудской драме планируют показать, что, убив авиадиспетчера Питера Нильсена, он просто опередил правосудие, которое вот-вот собиралось наказать виновника крушения самолетов. На самом деле все было абсолютно по-другому.

Нильсен не находился под подозрением, его никто не охранял и его ни в чем не обвиняли, - рассказывает Виталий Калоев. - Этого авиадиспетчера просто перевели на другую работу и этим ограничилось все наказание за то, что он погубил 71 человека, летевшего в самолете. Причем я знаю, что на момент авиакатастрофы сам Нильсен на диспетчерском пункте вел всего три авиалайнера. Для профессионала это очень мало. Само расследование крушения двигалось крайне вяло и зашло в тупик. А ведь к тому моменту минуло уже полтора года со времени трагедии...

Виталий Калоев: Получится чудовищная несправедливость, если мир увидит ситуацию совсем не такой, какова она была на самом деле. Фото: Владимир Аносов

Когда стало известно о гибели Нильсена, расследование авиакатастрофы активизировалось. Но по решению суда наказание получили только четыре человека. Причем приговор оказался неожиданно мягким: все были осуждены условно и остались на свободе. Единственный, кто отправился в тюрьму на самом деле - это "злобный осетин", потерявший семью.

Сейчас мои друзья нашли способ связаться с режиссером голливудской картины Дарреном Аронофски, - говорит Виталий Калоев. - Мы пишем письмо ему и Арнольду Шварценеггеру. Надеемся, что они поймут нашу позицию и изменят сюжетную линию фильма. То, что появится эта картина - даже хорошо. Ведь на западе старались побыстрее замять и забыть все, что связано с этой авиакатастрофой над Боденским озером. Теперь это не получится. Но важно, чтобы все события в фильме были отображены так, как случились на самом деле, а не выгораживали беззубое европейское правосудие.

Роман Мельник – трудолюбивый 60-летний мужчина, он работает прорабом на стройке и пользуется заслуженным уважением. Накануне Рождества его коллега по имени Мэтт говорит Роману, чтобы тот отправлялся домой пораньше, поскольку работы выполнены с опережением графика. К Роману вечером прилетают жена и дочь. Мэтт знает, что Роман вскоре станет дедушкой, он предлагает ему не выходить завтра на работу, а провести праздник в семейном кругу. Роман едет домой, принимает душ, переодевается. Перед отъездом в аэропорт он смотрит на УЗИ будущего внука и улыбается. В аэропорту Роман видит на табло, что рейс AX-112 задерживается. Мельник подходит к стойке информации, спрашивает о времени прибытия самолета, говорит, что он встречает своих родных. Служащая аэропорта просит Романа следовать за ней, оставляет мужчину в отдельной комнате. Через некоторое время другая женщина, которая представляется Евой Сандерс, просит ее внимательно выслушать. Произошел несчастный случай, в воздухе столкнулись два самолета, официальной информации о пострадавших пока нет, но в подобных катастрофах, как правило, в живых никого не остается. Роман в шоке. Из соседнего помещения слышны страдальческие крики других людей, которым также сообщили о произошедшей трагедии. Роман лишается чувств. Ему оказывают медицинскую помощь. Ева спрашивает, есть ли у Романа еще родственники, которым следует сообщить о гибели Олины и Надежды, тот отвечает отрицательно. Ева настоятельно рекомендует Роману обратиться в Центр поддержки, который создан для тех, кто потерял в авиакатастрофе своих близких. Но тот остается один на один со своим горем.

Джейкоб Бонаос и его жена Кристина занимаются сексом. Потом они заходят в спальню сына, Сэмюель крепко спит в обнимку с плюшевым медвежонком. Джейк рассказывает про своего медвежонка, без которого в детстве он не мог уснуть. После этого Джейк отправляется на работу. Он авиадиспетчер. Его коллега отправляется на перерыв. В диспетчерскую приходят техники, они проводят профилактику телефонных линий. Пилот рейса AX-112 запрашивает разрешения на снижение до высоты 10 тысяч футов, Джейк говорит, что следует дождаться подтверждения. Приходит его начальник и говорит о внеплановом рейсе EF-135, маршрут изменен из-за плохой погоды, нужно позвонить в Питтсбург. Джейкоб снимает наушники, пытается дозвониться в Питтсбург, но безуспешно. Потом снова надевает наушники, дает разрешение рейсу 112 на снижение. Во время второй попытки дозвониться, Джейкоб упускает из виду, что на экране терминала появился еще один самолет, рейс DH-661. Джейкоб вынужден отдавать распоряжения по двум разным линиям одновременно. По трагической случайности самолеты рейсов AX-112 и DH-661 снижаются до высоты 6 тысяч футов одновременно, их курсы пересекаются. Когда отметки обоих самолетов внезапно исчезают с монитора, Джейкоб в ужасе осознает, что произошло.

Джейк идет в конференц-зал. Босс (Роберт) подтверждает его худшие опасения: два самолета столкнулись, выживших нет. Джейк разражается рыданиями. Он спрашивает о количестве погибших. Роберт говорит, что пока не ясно, по какой причине произошла трагедия, Джейка в этом не обвиняют, однако будет проведено расследование. На следующий день Джейкоба просят перечислить все действия, которые он совершал, минута за минутой, в том числе тот факт, что он буквально мгновение был без наушников и не слышал предупреждения пилота рейса DH-661 о снижении самолета. Джейкоба провожает до машины адвокат, он рекомендует ему ни с кем не разговаривать и не покидать свой дом.

Роман смотрит новости, в авиакатастрофе погиб 271 человек. Ева Сандерс снова звонит ему и предлагает обратиться за помощью в Центр поддержки. Вместо этого Роман отправляется к месту трагедии, он скрывает, что в числе погибших были его родные, и вместе с другими волонтерами работает на расчистке. Он находит на ветке дерева жемчужное ожерелье своей дочери, зовет ее по имени, а потом обнаруживает и тело Нади. Роман рыдает, сжимая его в объятиях. Убитый горем он долго сидит рядом с мешками, в которых находятся мертвые жена и дочь.

После сообщения в выпуске новостей о подробностях трагедии, стены дома, где живет Джейкоб Бонаос, пестрят надписями «убийца». Кристина застает мужа в постели, у него депрессия.

Роман проводит время на кладбище, он подолгу остается возле могилы жены, дочери и неродженного внука. Сторож просит Романа больше не оставаться на кладбище ночью.

Джейкоба мучит бессонница, он постоянно смотрит новости, где обсуждают степень его вины. Отношения с Кристиной становятся натянутыми, супруги ссорятся.

Роман постоянно пересматривает видеозапись, на которой запечатлены его жена и дочь. К нему приходит журналистка Тесса Корбетт, Роман не желает открывать ей дверь. Тесса планирует написать книгу о катастрофе, она не желает причинять ему беспокойства, но хотела бы задать Роману несколько вопросов. Журналистка оставляет под дверью вырезки со своими статьями, обещает зайти позже. Потом проведать Романа приходит Мэтт. Роман говорит, что ему нужно навести порядок в делах, после чего он, возможно, вернется к работе.

Кристина сообщает Джейку, что она вместе с Сэмюелем поживет некоторое время у своей сестры. Пока их брак еще окончательно не разрушен, им лучше пожить врозь. Джейкоб соглашается с этим только ради сына, в доме стало небезопасно. Джейк отправляется в оружейный магазин, где покупает пистолет. В аэропорту отстраненный от должности авиадиспетчер встречается со своим бывшим начальником и адвокатом. Роберт в очередной раз предлагает Джейку обратиться к психиатру. Сейчас для Бонаоса существуют два варианта: перейти на административную работу или уволиться, получив при этом хорошее выходное пособие. Роберт настоятельно рекомендует выбрать второй вариант, а еще лучше – уехать в другой город и сменить имя.

Роман встречается с адвокатом, который представляет интересы авиакомпании. Мельник – единственный, кто решил судиться с авиакомпанией. Юрист предлагают ему сделку: он отзывает свой иск и получает компенсацию в 160 тысяч долларов за гибель своей семьи. В ответ Роман показывает фото жены и дочери, он хочет, чтобы перед ним хоть кто-нибудь извинился. Адвокат остается равнодушным, он говорит, что, если Роман не согласится подписать предложенный документ, он не получит ни цента. Роман кричит: посмотри на это! Адвокат нехотя бросает взгляд на фото. Роман уходит.

Джейкоб посещает психиатра, он требует выписать ему очередной рецепт на лекарство. Врач пытается убедить пациента отказаться от применения сильнодействующих препаратов, но тот утверждает, что не хочет говорить о своих проблемах, ему проще забыться. Дома Джейк выпивает целую горсть таблеток, падает на пол. В последний момент он решает не сводить счеты с жизнью и вызывает рвоту.

Роман повесил на стену газетные вырезки, к которых ведется дискуссия о вине в авиакатастрофе диспетчера. Он покупает спиртное, идет на стройку, где раньше работал. Роман стоит на крыше, его посещают мысли о самоубийстве.

Год спустя. На месте крушения проходит панихида по погибшим. Здесь установлен мемориал в виде стальных шаров. Дизайн памятника был навеян газетной публикацией с историей о том, что Роман нашел ожерелье своей погибшей дочери. Мельник разговаривает с другим мужчиной, который тоже потерял своих близких. Чтобы справиться с горем, потребуется немало времени.

Джейкоб сменил место жительства и имя. Он работает в турагентстве, живет один в квартире вдали от жены и сына. Роман встречается с Тессой, он просит помочь ему найти Джейкоба Банаоса. Раз авиакомпания перед ним не извинилась, он хочет посмотреть в глаза тому, кто виновен в смерти его родных. Тесса получает информацию о новом имени и месте жительства Джейкоба. Журналистка обращается к нему с просьбой дать свои комментарии для книги, работу над которой она уже закончила. Джейк не желает высказывать свое мнение, но говорит, что часто представляет себя на месте тех, кто потерял своих родных, думая при этом о собственной жене и сыне. Тесса снова встречается с Романом, после некоторых колебаний она все же дает ему адрес Джейка.

К Джейку на выходные приезжают Кристина и Сэмюель. Джейк очень скучает по семье, он просит супругу начать все сначала. Кристина считает, что на восстановление отношений потребуется какое-то время. Утром в дверь кто-то звонит. Кристина открывает дверь, но там уже никого нет. Роман разыскал Джейкоба, но в этот раз не нашел сил с ним встретиться. Он проводит время в гостиничном номере, вспоминая об утраченной семье. Поздно вечером он снова приходит в квартиру Джейкоба, тот открывает ему дверь. Роман показывает ему фотографию, просит извиниться за то, что убил его близких. Джейкоб отталкивает непрошенного гостя, кричит, что он никого не убивал, это был несчастный случай. Он грозит вызвать полицию. Роман роняет фотографию, истерика Джейкоба выводит его из-себя. В ярости Роман наносит Джейку несколько ударов ножом в грудь и шею. Джейкоб истекает кровью. Роман входит внутрь. Он называет отпрянувших в ужасе Кристину и Сэмюеля именами покойных жены и дочери, ему чудится, что это его семья. Все втроем они рыдают сидя на диване. Джейкоб скончался.

Роман отбывает тюремное заключение за убийство. Отсидев десять лет, он выходит из тюрьмы по условно-досрочному освобождению. Четыре месяца от должен будет посещать психиатра, если медицинские отчеты будут нормальными, он сможет остаться на свободе. Роман едет на кладбище. Он оставляет на памятнике ожерелье дочери. К нему подходит молодой человек, он якобы ищет выход. Роман предлагает его проводить, он спрашивает парня, кто из его родных здесь похоронен. Тот отвечает, что его отец похоронен в другом месте. Роман понимает, что перед ним повзрослевший сын Джейкоба. Сэмюель достает пистолет, он намеревается застрелить убийцу своего отца. Роман не противится этому, он понимает чувства Сэмюеля. Роман говорит, что сожалеет о содеянном. Сэмюель передумал, он не будет убивать Романа, он воспитан по-другому. Роман уходит с кладбища живым.

Похожие публикации