Звуковой анализ слов в русском языке: схема. Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа Образцы слоговой схемы
Звуковая лента памяти
Алфавит содержит 33 буквы.
Гласных букв – 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
Гласных звуков – 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].
Признаки гласных звуков.
- Гласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздух не встречает преград.
- Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове слогов.
- Гласные под ударением находятся в сильной позиции: как слышится, так и пишется.
- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят:
- в начале слова (яркий, Юра, ёлка);
- после гласных (моя, доярка, батарея);
- после ь, ъ (въезд, жильё, вьюга).
- Как только в слове после согласных появляются буквы е, ё, ю, я, согласные звуки произносятся мягко.
Признаки согласные звуков.
- Согласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды.
- Согласные звуки состоят из шума /глухие/ или из голоса и шума /звонкие/. · Звонкие состоят из шума и голоса.
- Глухие согласные произносятся без голоса и состоят только из шума
- По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
- Остальные согласные характеризуются как непарные. Твердые и мягкие согласные звуки
- Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.
Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм).
- Произнести слово и послушать себя.
- Выделить звуки в слове (действие интонирование).
- Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение].
- Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
- Выделить в схеме (звуковой модели) слова точкой внизу гласные звуки, разделить слово на слоги .
- Выделить ударный слог, произнести его.
Например, слово портфель .
- Произношу слово, выделяю первый звук в слове: [ППППартф’эл’] - звук [П], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
- Выделяю в слове второй звук: [пААААртф’эл’] – звук [А], он гласный, безударный, обозначаю его красным кружком.
- Выделяю в слове третий звук: [паРРРРтф’эл’] – звук [Р] - он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
- Четвёртый звук – [парТТТТф’эл’] – звук [Т], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
- Пятый звук – [партФФФФ’л’] – звук [Ф’] (фь), он согласный, глухой, мягкий, обозначаю его в схеме зеленым кружком.
- Шестой звук в слове – [партф’ЭЭЭЭл’] – гласный звук [Э], он ударный, обозначаю его красным кружком в схеме, ставлю знак ударения над гласным звуком.
- Седьмой звук в слове – [партф’эЛЛЛЛ’] - звук [Л’] (ль) - он согласный, звонкий, мягкий, обозначаю его зеленым кружком.
Меняется после изучения темы
Звуки гласные и согласные. Слияние. Согласный звук вне слияния».
1. Назови слово по картинке.
2.Как ты понимаешь его значение? (домашние птицы)
3. Сколько в слове слогов? (в слове куры 2 слога,
потому что в нём два гласных звука [ у] [ ы ].
4.Какой слог ударный? Позови слово. (Первый слог [ку] ударный)
5. Произнеси первый слог: [ку]. Как называется этот слог? (слог [ку] -это
слог - слияние согласного звука [к] с гласным звуком [у].
Произнеси второй слог: [ры]. Как называется этот слог? (слог: [ры]- это слог- слияние согласного звука: [р] с гласным звуком: [ы].
6. Итог. Монолог ученика.
Монолог ученика:
На картинке изображены куры. Куры - это домашние птицы. В слове «куры» два слога, потому что в нём два гласных звука [у] и [ы].
В слове «куры» первый слог ударный.
Первый слог – это слог-слияние согласного звука [к] с гласным звуком [у].
Второй слог – это слог-слияние согласного звука [р] с гласным звуком [ы].
Слого - звуковой анализ слов (основной период ОГ)
(НИТКА)
1. Произнеси слово [н’итка].
2.Как ты понимаешь его значение?
3. Сколько в слове слогов? Почему? (в слове нитка 2 слога, потому, что в нём два гласных звука [ и ] [ а ]).
4. Какой слог ударный? Позови слово. (Первый слог [н’ит] ударный)
5.Произнеси первый слог: [н’ит]. Как называется этот слог? (слог [н’ит] ударный, этот слог состоит из слияния мягкого согласного звука [н`] с гласным звуком [а] и твёрдого согласного звука [т ] вне слияния.
Произнеси второй слог: [ка]. Как называется этот слог? (слог: [ка], это слог - слияние твёрдого согласного звука [к] с гласным звуком [а].
6.Составь звуковую схему слова.
7.Расскажи о слове нитка по звуковой схеме.
Монолог ученика.
На картинке изображена нитка. Нитка - это верёвка для шитья. Слово «нитка» состоит из двух слогов, потому, что в нём два гласных звука [и], [а]. Первый слог – ударный. Слог [н’ит] – состоит из слияния мягкого согласного [н’] с гласным звуком [а] и твёрдого согласного звука [т] вне слияния. Второй слог [ка] – это слог-слияние твёрдого согласного [к] с гласным [а].
8. Какой буквой обозначается каждый звук?
(звук [н’] обозначается на письме буквой эн; звук [и ] – буквой и; звук [т] – буквой тэ; звук [к] – буквой ка; звук [а]- буквой а.
Модуль 4. « Правила чтения гласных и согласных букв. Обучение чтению слогов и слов. Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Особенности изучения йотированных гласных букв».
Аналитико-синтетическая работа в период ОГ
Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.
Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что полезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма (пропедевтика).
Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны СП.Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.
Анализ
· Выделение слов из речевого потока: речь -> предложение -> слово.
· Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).
· Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке.
· Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: Слава - Сла-ва - С-л-а-в-а - 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла, ва.
· Артикулирование звука, анализ его образования:работа органов речи.
· Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (особенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих).
Синтез
· Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, составление его из букв разрезной азбуки + чтение.
· Образование слоговых таблиц на основе гласной или согласной букв; чтение слоговых таблиц.
· Чтение слов по подобию: сыр - сор, сом - сам и т. п.
· Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал - мало, мел - смел и т.п.
· Добавление буквы в середине слова: плот - пилот.
· Перестановка букв: пила - липа.
· Перестановка слогов: сосна - насос.
· Отбрасывание буквы или слога: сухари - сухарь, машина - маши.
· Добавление слога: наша - Наташа.
Вобучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей (звуковых схем слов), которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивным способом чтения (целыми словами).
Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, ребенок осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, - это синтез. Синтезируя слово, ребенок не может отвлечься от его звукового состава - это анализ.
Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).
Например, анализ звука [о] - губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос;
[в] - верхняя губа немного приподнята, нижняя касается верхних зубов, между зубами щель, язык чуть-чуть оттянут назад, звучит голос.
Но не все звуки поддаются артикуляционному анализу в I классе: [щ], [ц ], [ч], [и], [г], [к], [х ].
Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учитель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.
В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.
Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделением и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.
Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие упражнения:
Печатание буквы и называние ее;
Обведение буквы по контуру и называние ее;
Штриховка буквы большого размера и называние ее;
Лепка буквы из пластилина или конструирование с помощью цепочки;
Раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.
Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву . Узнаванию помогут следующие упражнения:
Нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);
Закрашивание требуемой буквы в тексте;
Называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке (дети должны называть первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: н - нм - нмл - нмлк и т.д.);
Узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;
Узнавание букв, напечатанных частично (игра «полубуковка»);
4.2 Этапы формирования навыка чтения
В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слогами. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:
Слог, образованный одним гласным (Г): о-кунь;
Слог-слияние (СГ): о-са;
Слоги, образованные слиянием с примыкающими согласными (СГС, ССГС, СГСС): кот, стул, куст;
Закрытые слоги (ГС): он и т.д.
На начальных ступенях овладения механизмом слогового чтения внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозначений. Принятые в букваре и азбуке вспомогательные пометы являются одним из возможных сигналов привлечения внимания ребенка к структуре читаемого слова.
Внутренний механизм чтения представляет собой сложное явление с развернутой системой ориентировок зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных. Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориентиров. В качестве важнейших ориентиров выступают такие графические средства письменной речи, как гласные и согласные буквы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.
Обучение чтению с самого начала на примере слов, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть состоит в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы: предшествующая или последующая. В более общей форме слоговой принцип русской графики можно охарактеризовать поэтому как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе, и к пробелу.
Гласные буквы являются ориентирами в изолированной позиции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты.О куни. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.
Для прочтения согласных букв ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами:
Если после согласной буквы идет пробел, то произносится соответствующий твердый согласный звук;
Если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук;
Если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким (и, е, ё, ю, я- показатели мягкости предшествующих согласных), и произнести оба звука слитно, сразу;
Если после согласной буквы идет согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозначенных ими, в одном произносительном комплексе. Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:
1) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;
2) слияния (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой;
3) согласную букву или несколько согласных букв, находящихся после слияния (СГ) , которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;
4) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ , которые с этим СГ прочитываются целым слогом ;
5) букву ь после согласных, которая указывает, что согласные звуки следует произнести мягко;
6) мягкий и твердый знаки перед йотированными гласными буквами, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].
При всем многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении грамоте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения слога-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим и объясняется, что после ознакомления с новой буквой проводится обучение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв (чтение слогов-слияний).
На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение слоговым чтением основывается на слого-звуковом анализе и синтезе.
Учащихся, овладевших до школы приемами чтения по буквам (неправильный способ чтения), необходимо обучить слоговому чтению.
Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на основе фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.
Следующий этап формирования навыка чтения характеризуется чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строчку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется «поле чтения» ребенка.
На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного текста проверяется с помощью вопросов (смысловой анализ текста). Этой же цели служат беседы как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна, так как дети не могут в достаточной степени выделить ударные слоги, передать интонацию законченности, вопроса и т.п. Поэтому на этапе аналитического чтения рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.
4.3 Таким образом, можно сформулировать следующие правила чтения:
Мама - читаем «твердо» (буква а – указывает на это).
Липа – первый слог читаем «мягко» (буква и – указывает на это).
3. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) после слияния (СГ), ее (их) нужно причитать к слиянию .
Кот – читаем слияние ко и причитываем согласную букву т , называя звук, который она обозначает.
4. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) перед слиянием, она (они) прочитываются вместе со слиянием одним слогом.
Кто – прочитываем согласную букву к вместе со слиянием то одним слогом.
5. Если в слоге на первом месте стоит гласная буква, а потом согласная буква (ОН, УМ), то объединяются 1 и 3 правила: узнаем и называем гласную букву и причитываем согласную букву.
6. После изучения буквы Ь добавляется правило: «Если в слове после согласной буквы стоит ь, то читать нужно «мягко».
Конь – читаем слияние ко и причитываем букву н «мягко».
Слова для тренировки (попробуйте научить читать эти слова – поработайте в парах):
Уважаемые родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.
Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом (условные обозначения для звуков я взяла из программы “Школа России”).
Предлагаем большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы можете купить школьный рюкзак для первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.
Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.
Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.
Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.
Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.
Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.
Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.
Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.
Подумайте, как заинтересовать ребёнка.
Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?
Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?
Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.
Фрагмент занятия.
Отгадай загадку.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.
Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.
3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.
Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.
Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.
Игра
Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.
На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.
Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н"]. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.
Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.
Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.
Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.
Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.
Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:
я [й" а], ё [й" о], ю [й" у], е [й" э]
После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].
Составим схему слова Яна.
1. Делим слово на слоги.
В этом слове два слога.
2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й"], [а]. Звук [й"] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.
3. Ставим разделительную черту после первого слога.
3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.
4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.
5. Обозначаем звуки буквами.
Звуки [й"а] обозначают одной буквой – буквой я.
Звук [н] обозначают буквой “эн”.
Звук [а] обозначают буквой а.
Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.
В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Первоклассники по своему психическому развитию готовы к и восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
В период обучения грамоте очень большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, то есть умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Ученики должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, необходимую для успешного освоения грамотного письма.
В начальной школе используется аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приёмами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.
О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил ещё К. Д. Ушинский. Исследования физиологов и психологов позволяют говорить об анализе и синтезе как о связанных, но различных по структуре умственных действиях. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д.Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчёркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.
Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по букварю Д. Б. Эльконина. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа связано с рядом трудностей. В отличие от естественного (интуитивного) деления слова на слоги разделению слова на звуки нужно специально учить. Как правило, ребёнок до обучения грамоте знает о существовании букв, звуки вообще отсутствуют в сознании ребёнка, не существуют для него. Фонемный анализ, то есть умение вычленять звуковую последовательность из слова, становится способом действия, если с самого начала своего формирования он складывается целенаправленно и осознанно: ученик не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия. Правильность вычленения каждого последующего звука слова эффективнее всего контролируется в полном слове. Между звучанием слова и его лексическим значением в языке существует закономерная связь. Всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанной целостности ведёт к искажению «звукового портрета» слова.
Слого-звуковой анализ слов
В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрёл слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введён В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом согласный + гласный (СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Даётся обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели:
[С] → [А] → → [СА] → - «наложение»артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).
Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В, Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы не уроках обучения грамоте. «Существующая особенность слого-звукового анализа слов, который является непременной составной частью работы на уроках обучения чтению и письму, заключается не только в установлении количества и последовательности звуков, как это обычно бывает, но и в определении характера связи между ними» (В. Г. Горецкий).
Углублённая работа над звуковым составом слова впоследствии приводит учащихся к более чёткому соотнесению звука и буквы, предотвращает их смешение. Авторы метода рекомендуют при чтении слова слоговой синтез, который идёт параллельно со слого-звуковым анализом. Например, чтобы прочитать слово стол, следует выделять в первую очередь слог-слияние (СГ): [то], затем слог замыкается [л] - [тол], а затем вначале произносится [с] и добавляется уже опознанный [тол] - [стол].
Звуко-буквенный анализ слов
Звуко-буквенный анализ слов долгое время считался в нашей школе основным видом звукового анализа при обучении грамоте. Однако, учёный-методист П.С. Жедек, подчёркивает, что самыми стойкими и труднопреодолимыми ошибками являются ошибки при выполнении заданий на звуко-буквенный анализ слов: «...учащиеся, получив задание на звуковой анализ, фактически анализировали буквенный состав слова, опираясь на его зрительное представление». Причина устойчивости ошибки, по мнению П. С. Жедек, - результат подмены анализа звуковой оболочки слова рассуждениями о звуковых значениях букв. Звуковой анализ, который осуществляется с ориентацией на букву без слушания слова, является причиной возникновения у детей фонетических ошибок. П. С. Жедек считает, что нужно отличать собственно звуковой анализ, которому отводится время в добукварный период, от звуко-буквенного анализа, являющегося ведущим приёмом в основной (букварный) период обучения грамоте. Более того, собственно звуковой анализ как упражнение для формирования фонематического слуха необходимо проводить на протяжении всего периода обучения в начальной школе, а не только в добукварный период. Работа со звуковой структурой слова является пропедевтикой орфографического навыка, так как формирует орфографическую зоркость ученика.
В чём же отличие звуко-буквенного анализа от собственно звукового?
Проанализируем план звуко-буквенного анализа слов.
1. Сколько в слове яблоко слогов, какой слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и букв?
3. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой он обозначен на письме?
Видно, что уже в плане звуко-буквенного анализа содержится ориентация на букву, а не на звук: постановка вопросов на втором и третьем шагах плана подталкивает оперировать буквами, а не звуками. Цель собственно звукового разбора - выделение последовательных единиц в звучащем слове. Этот вид разбора не требует обращения к букве.
П. С. Жедек считает, что при переходе на более высокий уровень звукового анализа необходимо расширять круг анализируемых слов. Вначале использовать слова, в которых если и есть фонемы в слабых позициях, то они совпадают с основным видом фонем (с сильной позицией), например: словоформы ноги, воду . На следующем этапе разбирать слова, в которых есть звуки, не совпадающие по акустическим признакам с сильной позицией, например: словоформы: нога, вода, ног, вод .
Таким образом, при переходе на новый этап звукового анализа возникает потребность обсудить написание этих слов, то есть включить этот анализ в звуко-буквенный. Для того чтобы собственно звуковой анализ действительно составлял первоначальную ступень звуко-буквенного, входил в него, необходимо сохранить уже сложившийся порядок собственно звукового разбора слова, дополнив его ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему.
При таком анализе слов ученик объясняет выбор букв не одновременно с выделением звука, а только после того, как звуковой анализ им уже полностью выполнен. Этим звуковой анализ, предложенный П. С. Жедек, отличается от традиционного звуко-буквенного анализа, в котором при анализе звукового состава слова возможна ориентация на букву, что может отрицательно сказываться на выработке умения слышать и правильно характеризовать звуки.
В методическую копилку.
Для проведения звукового анализа используют различные игровые приёмы, создающие мотивацию для артикуляционных действий и развития фонематического слуха.
1. Знакомя учеников с новым согласным звуком, следует придумать образ, который позволит отрабатывать его правильную артикуляцию, например: «Какой звук издаёт тигр, когда сердится? - [р-р-р-р-р]», «Как шумит ветер в листве деревьев?» - [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш]», «Как звенит комарик над ухом? - [з-з-з-з-з-з-з]» и т. д.
2. Знакомя учеников с новой буквой согласного звука, проводим игру «Мягкий - твёрдый»: «Пальчиками одной руки дотронемся до кончиков пальцев другой руки: сверху ноготки твёрдые, а снизу подушечки мягкие. Теперь вместе со мной произносим звуки и дотрагиваемся либо сверху - где ноготки, либо снизу - где подушечки в зависимости от того, какой звук - твёрдый или мягкий - я произнесу». Учитель произносит твёрдый звук и дотрагивается до ноготков, а дети за ним повторяют: [с-с-с-с-с] - и постукивают по ноготкам - «твёрдый», [с’-с’-с’-с’-с’] - по подушечкам - «мягкий». Тактильные ощущения закрепляют понимание твёрдости - мягкости согласных звуков.
3. Знакомя детей с парностью по звонкости - глухости согласных, играем в «голосок»: произносим попеременно то глухие, то звонкие согласные звуки и наблюдаем, что появляется и пропадает, делаем вывод - голос. Глухие можно произносить шёпотом, а звонкие - только громко, без голоса звонкие превращаются в глухие звуки; продолжаем игру: учитель просит положить руку на горло и произнести глухие звуки [с], [с’], [к], [к’], [ш], [ч’], а потом звонкие [з], [з’], [г], [г’], [ж], [л]’, спрашивает, как ведёт себя горло. Дети произносят попеременно за учителем то глухой - «горлышко спит», то звонкий «горлышко просыпается». Делаем вывод: когда глухой звук произносим - «голос не нужен»,когда звонкий - «голосок бежит, а горлышко дрожит». Закрепляем игрой «Мягкий - твёрдый, глухой - звонкий». Учитель произносит звуки, а дети угадывают их «характер», произнося за учителем и помогая руками: [т-т-т-т-т] - ноготочки? Подушечки? - Ноготочки! - твёрдый, рука на горлышке - спит? дрожит? - «спит» - глухой; [с’-с’-с’-с’-с’] - «ноготочки?» «подушечки!» - мягкий, голосок «спит? дрожит?» - «спит» - глухой и т. д.
4. Игра «Зеркальце»: произнося звуки, сравниваем их, смотрим в зеркало и обнаруживаем, как звук образуется. Например, наблюдаем произношение гласных: произносим, глядя в зеркало: преграды нет ни у одного звука, тогда почему же они звучат по-разному? Оказывается, губы и язык принимают разные положения. Наблюдаем произношение согласных, например: [с] / [з] - преграду язык ставит одинаково для обоих звуков, а почему же они разные? Проверяем ноготочки, подушечки - «одинаково твёрдые», проверяем «голосок спит? дрожит?». Вот где разница: [с] - «спит», значит, глухой, [з]- «дрожит», значит, звонкий.
Разнообразие приёмов позволяет детям в непринуждённой атмосфере освоить многие сложные умения звукового анализа и синтеза. Часто учителя самостоятельно придумывают игровые приёмы, по-разному адаптируя сложный фонематический материал в соответствии со спецификой своего класса. Эта работа необходима и потому, что у первоклассников часто встречаются и логопедические проблемы, которые благодаря многим из приведённых выше приёмов удаётся преодолеть без специальной помощи.
Метод складов Н. А. Зайцева
«Кубики Зайцева» - практическая реализация идей основателя русской физиологии И.М. Сеченова. Поток ощущений, проходящий через растущий организм, чётко дробится на своеобразные «кванты информации»(по Н.А. Зайцеву), операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. «Вижу, слышу, трогаю» - основные ориентиры метода. Каждый кубик воспроизводит сочетания одного согласного со всеми гласными либо верхнего, либо нижнего ряда (по «ленте звуков и букв»): например, на одной из шести сторон большого кубика можно прочитать НА - НО - НЫ - НЭ - НУ - Н, а маленького кубика - НЯ - НЕ - НИ - НЕ - НЮ - НЬ. Кубики, на которых изображены все возможные в русском языке слогосочетания, разновелики и разнозвучны. 1) Кубики со слогами-слияниями, имеющими твёрдый согласный, больше по размеру, чем кубики со слогами, имеющими мягкий согласный. Это объясняется особенностями артикуляции: при произнесении твёрдых звуков ротовая полость более объёмна, чем при произнесении мягких согласных. Дети, пропевая или проговаривая звуки, слоги, слова, учатся замечать эти факты. 2) Кубики с буквами звонких согласных наполнены металлическими деталями и, когда их берёшь в руку, издают лёгкое позвякивание. Кубики с буквами твёрдых согласных наполнены деревянными деталями и «шуршат». Звучащие кубики Зайцева - это своеобразный «музыкальный» инструмент, с помощью которого ребёнок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Дети, обучающиеся по этому методу, не только успешно овладевают навыком чтения и письма, но специально вводятся в звуковую действительность языка таким образом, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.
Для методики Н.А. Зайцева характерен такой важный для растущего организма фактор, как ритмизация деятельности. Она проявляется и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны учителя, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определённому правилу моторно-эмоциональных аспектах, и в ритмических движениях кисти ребёнка для опознания типов кубиков. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют необходимому функциональному резонансу, облегчают восприятие, деятельность и усвоение знаний и умений. Ещё одним важным достоинством учебных приёмов Н.А. Зайцева являются формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взгляда и ещё немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребёнка.
Таким образом, применение методики, предлагаемой Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребёнка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. На всех этапах обучения чтению у детей формируются умственные действия (СМ.: Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. - М., 2003; Зайцев Н.А. Рисую, читаю, пишу. Методики Н.А. Зайцева. - Спб., 2003).
Кубики Н.А. Зайцева появились в результате обобщения целого ряда приёмов учителей-новаторов (в частности, С.Н. Лысенковой), основанных на методе синтеза и сопоставления «ленты звуков и букв». Наиболее продуктивными приёмами звукового синтеза является чтение таблиц и (или) их заполнение. Например, при изучении буквы м (эм) воспроизводится таблица слогов с согласными звуками [м] и [м’]:
м - [м] | ма | мо | му | мэ | мы |
м - [м’] | мя | мё | мю | ме | ми |
По мере накопления изученных букв согласных звуков таблица увеличивается:
м - [м] | ма | мо | му | мэ | мы |
м - [м’] | мя | мё | мю | ме | ми |
р - [р] | |||||
р - [р’] | |||||
д - [д] | |||||
д - [д’] |
При введении на уроке изучения новой буквы целесообразно читать таблицу слогов, образованных буквами гласных звуков с буквой, изучаемой на уроке. По мере увеличения количества букв в таблице на этапе закрепления следует использовать приём горизонтальных и вертикальных полосок (полоски вырезаются из картона по размеру столбца и по размеру горизонтальной графы). Полоской закрывается либо столбец, и тогда дети самостоятельно воспроизводят слоги закрытого столбца, ориентируясь по верхней букве гласного и глядя на указанный слева звук согласного; либо закрывается графа напротив буквы согласного, тогда детей просят самостоятельно произнести слоги, ориентируясь на указанные в верхней графе буквы гласного звука.
Для тренировки умения складывать звуки параллельного используют другой тип таблицы, который увеличивает долю самостоятельного участия учеников в составлении слогов для чтения. Учителю рекомендуется заполнять только левый столбец с согласными звуками, соответствующими изученным буквам, и верхнюю строку с гласными звуками. Указкой учитель проводит линию от согласного к гласному (и от гласного к согласному) и просит ученика назвать слог (на пересечении столбца и строки).Затем в пустой ячейке ученики будут самостоятельно записывать произнесённый слог. Пример: слог-слияние [ля], слог «с замочком» [ал’]. Можно соотнести первый слог с названием ноты ля, а второй с формой личного женского имени Аль (Аля).
Любые методы, используемые на уроках обучения грамоте, должны быть облечены в игровую форму для постоянного поддержания интереса к занятиям родным языком.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
Слова состоят из звуков.
Звук - то, что мы слышим и произносим.
Буква - то, что пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков
: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв
- десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО)
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, за-юшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
- глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;
- звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
- согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
- всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
- всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.
Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука.
Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить, ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению - слияние двух букв в слог.
Знание букв без чувства звуков - это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности каждого звука в нем.
Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Затем можно построить модель слова из квадратиков. Ячейки соответствует звукам.
Гласные звуки
Звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Такие звуки есть в словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, нужно "проверить" все звуки, произнося их, и наблюдая, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
Гласный звук в модели слова закрашивается красным цветом.
Согласные звуки
Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то "мешает", - губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синим цветом, а мягкий согласный звук - зеленым.
ЛУНА ЛИСА ЮЛА ГУСИ
[л
][у
][н
][а
] [ль
][и
][с
][а
] [й
][у
][л
][а
] [г
][у
][сь
][и
]
Ударные гласные звуки
После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком. Над ударным звуком ставится косая черта.
Пример звукового анализа слова ГУСИ
[г ][у ][сь ][и ]
Назовите гласные звуки. ([у
], [и
])
Сколько слогов в слове? (Два)
Назовите их. (ГУ-СИ)
Назовите ударный слог.(ГУ)
Произнесите слово с ударением.(ГУУУСИ)
В ударном слоге протяжно произносится гласный звук.(УУУ)
Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.
Взрослый произносит ГУСИИИ.
Какой звук выделен? (И)
Как правильно сказать? ГУУУСИ.
Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.
Какой согласный звук мягкий? [сь
]
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают вправила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.