Что такое джихад? Как кутуз принял окончательное решение выйти на джихад против монголов Что такое джихад.

Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, - это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца - это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца - это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка - это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень - это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать - это джихад руки.

Самый последний уровень - это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Исторический контекст джихада

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять - даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад - вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права - консенсус всех исламских богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию.

В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться. Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом - войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Значение джихада для верующего мусульманина

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.

6. Разночтения в интерпретации

Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.

Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства - это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

В отношении этого вида джихада Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Джихад против самого себя также имеет четыре уровня:

Первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины, без которых человек не обретет ни успеха, ни счастья в обоих мирах. Когда его знание оставляет его, он становится несчастным в обоих мирах.

Второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, ибо простые знания без действий становятся как минимум бесполезными, если не вредными.

Третий уровень джихада представляет собой борьбу в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее. В противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом руководство и ясные знамения, и его знания не помогут ему и не спасут его от наказания Аллаха.

Четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха, и стойком перенесении всего этого ради Аллаха” . См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.

Вот краткое описание джихада против своей души, как об этом упомянул Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах). Поэтому мусульманину следует начинать джихад на пути Аллаха с джихада против самого себя для повиновения Аллаху, Всемогущ Он и Велик, следующим образом:

Первое . Трудиться над получением знания, пониманием религии Аллаха, Слова Аллаха и Сунны Его посланника (да благословит и приветствует его Аллах) в соответствии с пониманием праведных предшественников (да смилуется над ними Аллах).

Второе . Трудиться над действием согласно знанию, ибо целью знания является действие. Знание зовет за собой действие, и если оно отвечает ему, то хорошо. В противном же случае оно уходит, как сказал ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). аль-Хатыба аль-Багдади в “Иктида аль-‘ильм аль-‘амаль” (40).

Поэтому целью знания является действие. И если мусульманин борется с собой для получения знания, то пусть он трудится над собой и для действия на основании этих знаний. Иногда мусульманин слышит хадис от посланника Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) его поражает действие и он удивляется поклонению, а затем он ленится выполнять его, и такое бывает часто. Поэтому это положение требует борьбы с душой и ее контролирование, чтобы надлежащим образом исполнять поклонение Всевышнему и Всеблагому Аллаху.

Затем, когда мусульманин борется с собой для получения знания и действия, он трудится для призыва к этому знанию, которым его облагодетельствовал Всевышний Аллах. И он передает достигшее его благо другим своим братьям, обучает их из того, чему его научил Аллах, и разъясняет им религию Аллаха. Потом он терпит то, что постигает его из неприятностей. И терпение при получении знания, терпение при действии, терпение при призыве и терпение постигающих его неприятностей – это джихад души, и это один из самых великих джихадов на пути Аллаха. Скорее это самое великое и самое основное из него. А остальные виды джихада являются ответвлениями от него. И пока раб не борется, во-первых, с собой ради Всевышнего Аллаха, чтобы совершать повеления и оставлять запреты, он не сможет бороться со своими врагами и врагами Всевышнего Аллаха извне. И как же он может сражаться со своим врагом и требовать от него справедливости, если его внутренний враг принуждает и одолевает его, и он не борется с ним ради Всевышнего Аллаха?! Скорее, он не сможет выступить против своего врага, пока не будет бороться против выступления своей души. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.

Поэтому, если мусульмане допускают упущение в борьбе с собою, они становятся слабыми в джихаде со своими противниками, и в результате их враги одерживают над ними верх.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Превосходство неверных над мусульманами явилось следствием лишь грехов мусульман, что обязательно привело к уменьшению их веры. Затем, если они раскаются вместе с доведением своей веры до совершенства, Всевышний Аллах поможет им, как Он сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Семейство Имрана, 139). Он также сказал: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: “Откуда все это?” Скажи: “От вас самих”» (Семейство Имрана, 165)». См. “аль-Джауаб ас-сахих лиман баддаля дийн аль-масих” 6/450.

Таким образом, джихад против души является основой джихада, при помощи которого раб Аллаха достигает верного руководства и помощи против врагов. Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Паук, 69).

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим аль-Джаузия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Пречистый Аллах связал верное руководство с джихадом. И наиболее совершенное руководство у тех людей, которые больше всего совершают джихад. И самым обязательным джихадом является джихад с собой, джихад с желаниями, джихад с шайтаном и джихад с миром этим. И совершающего эти четыре вида джихада ради Аллаха Он поведет путями Его довольства, которые ведут к Его Раю. Кто же оставил этот джихад, тот упустил из руководства настолько, насколько он упустил из джихада. Аль-Джунайд сказал (о значении этого аята): «Тех, кто борется со своими желаниями, обращаясь к Нам с покаянием, Мы поведем по пути искренности». Невозможно сражаться с внешним врагом, не борясь с этими внутренними врагами. Тот, кому будет оказана помощь против этих (внутренних врагов), ему будет оказана помощь против его врага. Тот, против кого будет оказана помощь (в пользу этих внутренних врагов), против него же будет оказана помощь его врагу” . См. “аль-Фауаид” 109.

О джихаде с самим собой приведено много хадисов от посланника Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) и все они свидетельствуют о его важности. Например, хадис Абу Зарра, передавшего: “Посланник Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Наилучший джихад – это джихад мужчины со своей душой и страстью!» Ибн ан-Наджар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1099.

В хадисе от Ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) сообщается, что пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Наилучшим джихадом является джихад того, кто борется с собой ради Аллаха, Всемогущ Он и Велик» . ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» № 1129.

В хадисе Фадали ибн ‘Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Посланник Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) сказал во время прощального паломничества: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют свое имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своей душой ради поклонения Аллаху. А мухаджир – это тот, кто оставляет ошибки и грехи» ” . Ахмад (6/21), аль-Хаким (1/10-11), Ибн Хиббан (№ 4862). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 549.

Эти хадисы явно указывают на чрезвычайное значение джихада со своей душой. Поэтому рабу Аллаха следует уделять внимание джихаду с самим собой и совершенствованию его вышеуказанных степеней.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “И если раб Аллаха доведет до совершенства эти четыре уровня, он станет «раббани» (ученым и духовным наставником). Ибо предшественники единодушны в том, что ученый не заслуживает того, чтобы называться «раббани», пока он не узнает истину, будет действовать согласно ей и обучать ей. И тот, кто узнал, действовал и обучал, за того обитатели небес будут совершать много мольбы” . См. “Зад аль-Ма’ад” 3/10.

Что касается тех, кто сошел с пути в джихаде против своей души, то они представлены различными дорогами и разными группами. Среди них есть те, кто борется с собой для одного лишь теоретического знания, которое заботит его, но он не обращает никакого внимания на действие. Это состояние приверженцев ложного каляма (философское течение в Исламе). Они много заняты знанием, исследованием и размышлением без обращения внимания на явное нечестие, которое охватывает их знание. Среди них есть те, кто борется с собой для совершения действия, однако без знания и без понимания религии Аллаха. Это состояние суфиев, которые отбивают у людей охоту к знанию, удаляют их от его поиска и предостерегают от него. Такие люди часто попадают в заблуждение действия, а те (первые) часто попадают в заблуждение знания.

Еще одни борются с собой в призыве без знания и без понимания религии Аллаха, и от их рук в общине распространяется много нечестия, зла и многочисленная ересь. Что касается борьбы с собой на правильном пути и следовании посланнику Аллаха (да благословит и приветствует его Аллах) то она осуществляется исполнением четырех уровней, о которых упомянул Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах).

Шейх ‘Абдурраззак аль-Бадр из книги «Хорошие плоды из мудростей и положений джихада»

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

МОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
С именем Аллаха Милостивейшего Милосердного
Хвала Аллаху Великому, Мудрому, Помощнику слабых и угнетенных, сказавшему: “Отчего вы не сражаетесь на пути Аллаха, за слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?» ” (Женщины, 75)

Мир и благословение имаму единобожников, нашему любимому Пророку Мухаммаду сыну Абдуллы, сказавшему: “Делайте джихад против многобожников своими языками, душами, имуществом и руками”. Передают Абу Дауд, ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким.

В настоящие дни Исламская умма переживает очень сложный период, когда все враги сплотились в открытой борьбе против нее. Эта борьба, направленная воспрепятствовать благословенному возрождению Ислама, ведется всевозможными методами, идеологически, политически, экономически, и вплоть до физического уничтожения молодого Исламского авангарда, все это на глазах у многомиллионной массы молчаливых наблюдателей, а порой и с их одобрения. Сегодня, когда джихад против врагов Ислама, для защиты Ислама и мусульман, является делом обязательным, осознавая эту обязанность, и в тоже время, обладая огромным стремлением и готовностью помочь, правоверные приходят в растерянность, с чего же начинать?

Если трезво взглянуть на положение мусульман и оценить окружающую их реальность, понимаешь, что действовать надо предельно осторожно, приступая только к тем делам, в которых есть реальная польза для Ислама, боясь усугубить и так нелегкое положение мусульман. Поразмыслив над положением мусульман, выражающемся в слабости имана – веры, невежестве, привязанности к мирской жизни, отчаянности, отсутствии подготовленности, небрежности, неясности в убеждениях, дезорганизации и других явно негативных явлений понимаешь всю опасность, которая грозит тебе и твоей умме. Эта реальность обязывает нас тщательно заниматься пробуждением себя и окружающих от сна небрежности, и заняться подготовкой душ к пожертвованию на пути возвышения Слова Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто не вышел в поход и не готовил себя к походу, он умер на одном из проявлений лицемерия”. Передает Муслим. Причем как джихад, так и подготовка не должны пониматься буквально, как это наблюдается у большого количества братьев, а порой амиров, только лишь умением взрывать или стрелять, и стремлением применить свое умение. Нет и еще раз нет! Подготовка имеет более широкое понимание, так же, как и джихад. К подготовке и джихаду в общем понимании относится усердие мусульманина в совершении всего, что приблизит его к Аллаху, а также отдалении от всего, что запретил ему Всевышний Аллах. К подготовке, таким образом, относится, как обучение военному делу, так и, прежде всего, приобретение шариатских знаний, воспитание себя, а также джамаата всевозможными актами поклонения, доведение призыва до людей, обучение мусульман правильной акиде – убеждению, открытие всевозможных Исламских центров и учебных заведений, и любых других действий способствующих сплочению мусульман, поднятию их на более качественный уровень, увеличению их численности. К совершению джихада же, в его общем понимании относится: 1- Джихад против души, заставляя ее обучаться истине и поступать в соответствии с ней; 2- Джихад против шайтана, призывающего к куфру – неверию, нововведениям и порицаемому; 3- Джихад против совершающих несправедливость, нововведения и грехи; 4- Джихад против лицемеров и неверных.

Фард джихада в общем понимании, никогда не спадает с мусульманина, более того джихад против души и шайтана, первичнее джихада против кафиров – неверных. С кафирами же джихад бывает, либо сердцем и языком, ненавидя их, желая их исчезновения, подготовке себя к сражению с ними. Либо телом и имуществом, и каждый обязан делать джихад, по своим возможностям и готовить себя. Причем подготовка сейчас играет более важную роль, чем начало сопротивления в открытой его форме, там, где пока еще удается это делать, или по крайней мере удается избежать столкновения. Это потому, что мусульмане находятся в состоянии слабости, их положение больше похоже на положение мусульман в мекканский период, когда им было велено проявлять терпение, и заниматься доведением исламского призыва. Ошибаются те, кто говорит, что сейчас мекканский период, но правы те, кто говорит, что положение похожее. В высказываниях есть разница, поэтому будь внимательней и понимай правильно. Более того, джихад в настоящее время, там, где он ведется, несет оборонительный характер, главной целью которого является, попрепятствовать куфру утвердиться на земле Ислама и защитить слабых мусульман, как-то повелел Всевышний Аллах. Там же, где куфр утвердился и имеет огромные силы, защищающие его, необходимо действовать другими методами, также способствующими возвышению Слова Аллаха, и исчезновению лжи. Мы видим, как куфр ведет борьбу против Ислама, не стесняясь абсолютно никаких форм и методов, сотрудничая между собой в этой борьбе в мировом масштабе, Всевышний Аллах сказал: “Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать, таким образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие”. (Добыча, 73) То есть, если мусульмане не будут помогать и дополнять друг друга, как это делают кафиры в борьбе против них, то смута (многобожие) распространится на земле и ложь возьмет верх. Если же мы обратим внимание на мусульман, то увидим, как они вместо помощи друг другу в такой сложной обстановке, заняты критикой друг друга и обвинениями во всевозможных заблуждениях, и порой от злости могут наговорить или сделать со своим братом, то, что не позволяет себе или не может сделать кафир.

Главной причиной этого является разрыв, который произошел в наше время между учеными и людьми, работающими для Ислама прибегающим к разным методам приемлемым и требуемым по шариату. Невооруженным взглядом можно увидеть, как шайтан разукрашивает каждому то дело, которым он занят, считая его самым правильным и начиная презирать деяния других, несмотря на то, что шариат побуждает совершать их. По сути те, кто говорит, что сейчас надо делать только джихад, они не правы, также как не правы те, которые говорят, что надо делать только дауат – призыв или только приобретать знания. Нельзя это делить, поскольку Ислам повелевает все эти вещи, и мусульмане должны дополнять друг друга в этом. Каждый должен заниматься тем делом, которое ему лучше дается, и в котором он профессиональнее. Если сегодня наш брат зарабатывает хорошие деньги и продвигается вверх по карьере, то не надо его попрекать за это, ведь завтра его деньги и его авторитет, может принести пользу тем же муджахидам, главное, чтобы его работа была халяль. Если другой наш брат обладает хорошей памятью, даром красноречия, то ему лучше приобретать знания и передавать их, ведь может сотни его учеников завтра встанут в строй, и в этом будет намного больше пользы для уммы, чем он сегодня погибнет на поле боя. Наоборот, вместо того, чтобы терять таких братьев, мы должны дорожить ими, так же мы должны дорожить образованными людьми, специалистами в разных областях. Если мы хотим шариатское государство, то иначе нельзя, надо смотреть намного дальше одной успешной операции. Надо развиваться во всех направлениях, дополняя друг друга.

Цель у нас одна. Методы достижения этой цели разные, но все приемлемые и эффективные. В зависимости от времени и места одни из них будут предпочтительнее других. Если распространено невежество, приобретение и распространение знаний предпочтительно. Если достаточное количество муджахидов, но не хватает средств, то приобретение этих средств и их финансирование будет предпочтительней личного присутствия на фронте. Я хочу этим сказать, что мы должны перестать заниматься критикой друг друга, а побуждать добиваться наилучших результатов от той работы, которой мы заняты, и этим дополнять и помогать друг другу. Если это джихад, то пускай он будет в соответствии со знаниями, опираясь на авторитетные источники в исламском мире, учитывая пользу и вред для Ислама в целом, а иначе это не джихад, а распространение нечестия на земле. Если это дауат, главное, чтобы он был правильным, основанным на Коране и Сунне, в соответствии с методами ахли сунна уа джамаа. Если это приобретение знаний, то от известных и авторитетных ученых, а не недоучек и сомнительных личностей. Положение Ислама очень сложное, в такой обстановке мы должны искать точки соприкосновения и перестать враждовать. Особенно я адресую этот призыв к братьям муджахидам.

Еще одной проблемой, не менее важной, чем слабое положение мусульман является наша отдаленность и оторванность от знающих людей, которые являются наследниками пророков, и долгом которых является указывать умме правильное направление. Эта проблема служит главной причиной поспешных и необдуманных, влекущих за собой дополнительные усугубляющие последствия, действий, со стороны ревностной исламской молодежи. Молодежи, которая без достаточных знаний, соответствующей должной подготовки, не учитывая последствия, спешит, открыто заявляя о себе, вступить в открытое противостояние целому государству, с его налаженной системой обороны, надеясь на чудо от Аллаха. Сразу хочу подчеркнуть, что я не имею в виду здесь места, куда вторгся вражеский агрессор и где в настоящее время идет сопротивление, как-то Палестина, Ирак, Чечня, Афганистан, Кашмир и др. Там необходимо противостоять по мере возможностей, а также помогать извне, всеми возможными способами, если муджахиды нуждаются в помощи. Я говорю о тех местах, где еще можно сохранять благоприятную обстановку для дауата, и осуществления подготовки в общем понимании. В таких местах надо использовать имеющиеся возможности, и как можно дольше избегать открытого сопротивления, а особенно начинать его первым. Так как нет смысла, поскольку нет достаточных сил, защитить в последствии слабых мусульман, а поспособствовать их угнетению, своими поступками является преступлением против них, за, что непременно придется нести ответственность пред Аллахом. Дозволено выступить, если есть сила, и реальная польза. К примеру, меньше станут притеснять, или это послужит пробуждением для огромной массы мусульман, которую невозможно остановить, или, по меньшей мере, будет возможность перенять на себя значительную часть вражеских сил, сосредоточенных в одной из горячих точек мусульман. Но, во-первых, подобные решения должны принимать знающие и мудрые, авторитетные люди. Во-вторых, если мы сами посмотрим реально, то увидим, что притеснений становится только больше, от заключения непричастных, до их физического уничтожения, не говоря о других унижениях мусульман. Плюс к этому перекрываются практически все методы и средства дауата. Кто-то скажет, что нас будут бояться. Может быть. Но ведь не это цель. Ведь от страха они не становятся мягче, а намного злее и развязанней. А целенаправленно способствовать притеснениям мусульман, не обладая способностью их защитить впоследствии, вообще противоречит сущности оборонительного джихада, одной из наиважнейших целей которого является защитить слабых мужчин, женщин и детей. Пробудить же массы мусульман невозможно, предварительно не разъяснив им, в полной мере, разницу между путем Аллаха, представителями которого являются призывающие и муджахиды, и путем преступников, представителями которого являются тагуты – тираны и их помощники в погонах. Всевышний Аллах сказал: “Таким образом, Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников”. (Скот, 55)

Джихад по своей сути ни что иное, как повеление одобряемого и удержание от порицаемого, т.к. цель джихада это возвышение Слова Аллаха, возвысив Таухид и запретив ширк. Так же, как и повеление одобряемого и запрещение порицаемого начинается с разъяснения и доведения до людей, обязательным является, прежде джихада с кафирами и вероотступниками, разъяснение людям истинной сути Ислама, а также истинной сути тиранов, лжецов, которые сделали людей своими рабами, в руках которых, сегодня, все средства массовой информации, посредством которых они распространяют свою ложь и порочат правдивых призывающих, преподнося их, как зомбированных фанатиков несущих с собой только зло. Это там, где братья, опережая события, открывают новые фронта. Поскольку у людей понятия перевернуты, они смотрят на врагов Аллаха, как на поддерживающих порядок и справедливость в обществе, а на праведников, как на сеющих хаос и нечестие, поэтому разъяснение обязательно. Там же, где идет оборонительный джихад, в большинстве случаев знамя куфра бывает ясным, также как и знамя верующих, если только сами верующие все не испортят ошибочными поступками, негативно сказывающимися на джихаде и муджахидах. В этом случае разъяснению надо отдать должное.

Целью написанного мной о двух категориях мусульман, с одной стороны проявляющих небрежность к подготовке, а с другой спешащих вступить в вооруженное сопротивление прежде достаточной подготовленности, является разъяснение того, что обе эти категории должны посвятить себя тщательной подготовке, в общем ее понимании, о чем я писал выше. В этом также указание на то, что надо действовать осторожно, советуясь со знающими людьми, учитывая, какие могут быть последствия для Ислама и мусульман. Каждый должен заниматься тем, что ему подходит в соответствии с его умственными и физическим способностями, дополняя тем самым друг друга. Если же кто-то видит в себе, что он реально может принести пользу своим присутствием на земле сражений, то пускай отправляется туда, а не поддается глупым доводам, что куфр один и нет разницы, где с ним воевать, или надо открывать новые фронты, раз кафиры этого не хотят. Это очень глупая и невежественная аргументация. А самое главное надо слушать знающих людей, никто из которых, даже из тех, кто говорит, что джихад фард айн, не говорят о неорганизованных, досконально не взвешенных, неупорядоченных поступках и вылазках. Все они делают упор на тщательную подготовку. Потом нанести удар в нашем положении, это не самоцель и основа, основа это призыв и разъяснение, поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошел на временное перемирие с многобожниками в Худайбии, получив возможность, открыто призывать. А в битве у рва он вообще хотел заключить перемирие с некоторыми племенами, чтобы они увели своих людей, а взамен предложил им треть урожая фиников Медины. Когда его спросили об этом, он ответил, что хотел сделать это, тем самым, облегчив положение мусульман, после того как все арабы обрушились на них. Это нас учит тому, что мы должны, до тех пор, пока в слабости, избегать столкновений, и оттягивать, не поддаваясь на провокации настолько, насколько это возможно, занимаясь призывом и разъяснением, по мере сил и возможностей помогая братьям муджахидам, там, где сопротивление обязательно. Можно защититься, если тебя хотят убить, может быть и обязательно, но призвать мусульман к началу сопротивления глупо, поскольку практика показала, что нет реальной пользы.

Итак умма повсеместно нуждается в помощи, а тут еще появляются новые очаги, и вместо реальной помощи муджахидам, ждут новой помощи и поддержки от мусульман, в большинстве случаев финансовой. Поэтому я говорю, что нам надо дополнять друг друга, не вредить друг другу, а заботиться об общей пользе для Ислама и мусульман повсеместно. Неужели те же муджахиды в Чечне будут радоваться, что в соседних республиках притесняют мусульман, или огорчаться, что там, в полный рост идет распространение Ислама, и число мусульман, готовых жертвовать собой увеличивается с каждым днем? К сожалению, в какой то мере это так и есть в действительности. Более того, можно услышать, что занятие призывом это бесполезное дело, преподавание и обучение таухиду, это низкий уровень имана. Даже более этого есть цель поспособствовать притеснениям мусульман, “искренне” жалея их, чтобы пополнить ряды вынужденными уходить в горы братьями, у большинства из которых есть слабые жены и маленькие дети, которые никому не нужны. А где гарантия, что и их не будут притеснять, пытаясь выйти на их мужей, способны ли мы их защитить, или хотя бы материально обеспечить? Но, к сожалению, сегодня забота о семье, что, кстати, также является фардом, расценивается, как слабость. Да и вообще, что это за форма призыва? Если человек не уверен, сам не достиг уровня готовности пожертвовать всем на пути Аллаха, то зачем его пытаться затащить туда всевозможными методами, вплоть до обмана, или, пользуясь авторитетом оказывать давление. Может он, вообще считает некоторые формы и методы, к которым прибегают муджахиды, неправильными. Но попробуй ты об этом скажи, как ты автоматически становишься врагом, а если ты еще и знаниями обладаешь и можешь повлиять на мусульман, то вообще прицел на тебя направят и не содрогнутся. К большому сожалению, такова действительность.

Как-то один человек сказал АбдуЛлаху ибн Умару, да будет доволен ими Аллах: “Я хочу продать свою душу Аллаху, делая Джихад, пока меня не убьют”. На, что он ответил: “Горе тебе, а где же условия? Где слова Всевышнего: “…которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха”. ((Покаяние, 112) Джами аль-Усуль 2/580.) Это качества тех, о ком Всевышний сказал: “Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая….”. (Покаяние, 111)

По сути, уважаемые братья, муджахиды, это самые богобоязненные люди, их присутствие на земле сражений, явное доказательство того, что эти люди победили свою душу и шайтана, даже более этого, джихад против души и шайтана идет в процессе всей жизни. До сражения, во время, и после. Но, к сожалению, наша проблема, это нехватка знаний. Мы забыли, каков наш уровень, берем на себя груз решать такие вопросы, от которых большие ученые порой приходят в растерянность, и боятся Аллаха брать на себя ответственность, отвечая на них. Или слушаем решения подобных вопросов, от людей не имеющих даже полного шариатского образования. Мы даже не готовы воспринять совет друг от друга. Но зато у нас есть всегда отговорка. Где вы были, почему не пришли, и не разъяснили?! Очень хорошо ответил на это ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, человеку от которого он пришел услышать хадис, когда тот сказал, что если бы я знал, то сам бы пришел рассказать тебе его, на это он ответил: “Знание не ждут, пока оно придет, за ним отправляются”. Мы не должны ждать, а должны сами узнавать, даже в путь отправиться, хотя сейчас можно другими методами связываться и узнавать. Было бы желание, а узнать не составляет большой проблемы.

Я прошу Всевышнего Аллаха в этот благословенный месяц сплотить мусульман, наделив нас качествами настоящих борцов за веру, и одарив нас блестящей победой. Я также прошу, чтобы Он сделал этот небольшой труд искренним ради Его лика, принял от меня, и принес пользу мусульманам Кавказа и других мест. Я заранее отказываюсь от всего, что противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Пророка, а также пониманию праведных предшественников. И если это имело место в этом послании непреднамеренно, то я отказываюсь от этого при жизни и после смерти.

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Написал: Надеющийся на милость Аллаха и Его прощение

Абу Умар Расул ибн Мухаммад Дагистани

В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.

Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.

Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.

Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.

В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, - это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.

Сегодня все СМИ разрываются паническими возгласами о терактах, поведении ИГИЛ, по нескольку раз на дню предрекают войну со всем исламским миром. Дошло до того, что женщин, носящих традиционную паранджу, люди обходят широким полукругом. А такие слова, как «Слава Аллаху», и «джихад» стали синонимами слова «терроризм». Но на самом деле изначально слово «джихад» несёт в себе положительный смысл и отчасти говорит о созидании… Давайте разберемся, что же такое джихад.

Напоминаем, что ИГИЛ, оно же «Исламское государство», оно же «Исламское государство Ирака и Леванта», признано террористической международной организацией и её деятельность запрещена в России — прим.редакции

Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, - это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца - это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца - это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка . Джихад языка - это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень - это джихад руки , когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать - это джихад руки.

Самый последний уровень - это джихад меча . Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять . Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Джихад в истории

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять - даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, . Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад - вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права - консенсус всех исламских богословов.

Ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства - это религия мусульманских ученых-богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию. В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что «да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться». Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против . Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом - войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Что есть джихад для верующего мусульманина?

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.

6. Разночтения в интерпретации

Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения . Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.

Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства - это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.

Похожие публикации