Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "путешествие в бумажную страну". Конспект НОД "Свет мой, зеркальце" (познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе) Конспект занятия по познавательно исследо

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1460

(дошкольное отделение)

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе.

Тема «Свойства веществ»

Подготовила и провела
воспитатель Лохмотова Г.Б.

Цель . Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.

Задачи

Образовательные:

  • формирование действий превращения;
  • формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;
  • активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать), подбор антонимов.

Развивающие:

  • развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества;
  • развитие экологического сознания;
  • развитие двигательных действий.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация»; «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета) и жидких веществ (кружки синего цвета), пластилин; подставка для поделок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он, также как и мы, собирается в этом году в школу. Он пришел к нам с проблемой. Вчера он рисовал красками, и у него сломалась кисточка. Буратино узнал, что мы с вами занимаемся превращениями и просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую? Ответы детей.

Ребята, а давайте расскажем Буратино, что такое превращение?

«Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».

Приведите примеры превращений.

Дети приводят примеры превращений.

Воспитатель: Ребята, а всегда ли возможно превращение? Ответы детей .

Сегодня мы станем вновь станем исследователями , отправимся в нашу научную лабораторию и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения. Буратино отправится вместе с нами. А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий.

Дети садятся за столы.

Воспитатель . Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она? (Твердая). А теперь сломайте эту палочку. (Дети ломают палочку.) Сколько стало палочек? (Две палочки.) Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо.

Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел? Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.)

Был один кусочек мела, а стало? (Два.) Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель спрашивает: «Ну что? Не получается? (Не получается.) А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел что у них общего? (Они твердые.) Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек? (Ответы детей). Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель берет большой кусок льда и говорит: «Посмотрите – это один кусок льда. Сейчас мы его разобьем и будет много кусочков». Разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда. Воспитатель продолжает: «Ну-ка, попробуем соединить их в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.

Давайте проведем еще один опыт».

Воспитатель дает каждому ребенку стакан с водой и пустой стакан и предлагает: «Сломайте“ воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды».

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель . У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан.

Воспитатель . Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему? Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Шагают на место

Дети садятся за столы.

Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель. Пластилин какой? (Твердый.) Давайте помнем его пальцами вот так.

(Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твердый? (Нет.) А какой он? (Мягкий.) Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.)

Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.) Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель . Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята? (Да, получается.) Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? (Нет). Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали). Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает), то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь), то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает), если мы его положим в стакан (кладет), то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.

Ребята, так что мы ответим Буратино? Сможем мы сделать его кисточку целой? (Нет). Но ты, Буратино, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку. (Дарит). А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.

Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким? ».

Воспитатель . А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.

Приготовились? Начали!

Жидкие вещества : суп, камень, компот, сок, керосин, бензин, духи в бутылочке, одеколон, нефть, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.

Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.

Дети показывают соответствующие символы.

На этом наша деятельность сегодня заканчивается. Вы были все молодцы. Давайте уберем все со столов на место. Дети убирают пособия на приготовленные места.

Ветер тихо клен качает,

Качают руками вверху

Вправо-влево наклоняет:

Наклоны вправо-влево

Раз – наклон, два – наклон,

Наклоны туловища вперед

Зашумел листвою клен.

Качают руками вверху

Мы ногами топ-топ,

Топают

Мы руками хлоп-хлоп,

Хлопают

Мы глазами миг-миг,

Мигают глазами

Мы плечами чик-чик.

Поднимают плечи

Раз – туда, два – сюда,

Повороты вправо-влево

Повернись вокруг себя.

Поворот круговой

Раз – присели, два – привстали,

Приседают, встают

Руки кверху все подняли.

Руки вверх поднимают

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора.

Шагают на место

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Топают

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Хлопают

Киваем головой, киваем головой.

Кивают головой вправо – влево

Мы руки поднимаем,

Поднимают руки вверх

Мы руки опускаем

Опускают вниз

Мы руки разведём,

Разводят в стороны

По кругу все пойдём!

Ходят по кругу.

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов повышает интерес детей к изучаемой теме. знание, которые ребенок добывает самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

  1. Образовательные задачи:
  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
  2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : лаборатория, опыты, оборудование.

  1. помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
  2. развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию любознательности;
  2. Развивать внимание детей;
  3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитывать культуру поведения;
  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
  3. Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Беседа;

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Где работают ученые? (в научной лаборатории)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.


Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Как отличить сахар от соли, не пробуя их на вкус».

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

2. Дидактическая игра «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков»

3. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.

1Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:

Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Вчера вечером мне на электронную почту пришло удивительное письмо, оно адресовано вам: ребятам старшей группы детского сада «Акварель». Сейчас я его прочитаю:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас принять участие в научной конференции. Нам, ученым, необходима ваша помощь! Помогите найти ответ на очень важный вопрос: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?». Результаты ваших наблюдений и исследований срочно присылайте нам в Научно-Исследовательский Институт. Профессор Любознайкин». Вот такое письмо, ребята. Готовы принять участие в конференции? По какому научному вопросу вам нужно провести исследование? (...)

Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)

Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.

Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.

Все верно, и я хочу вручить вам шапочку магистра и дневник лаборанта, в который вы будете заносить результаты опытов и записывать выводы. Проходите в нашу научную лабораторию. (проходим из группы в класс).

Начнем наше исследование с наблюдения. Вы конечно же увидели, что у каждого из вас на столе лежит Кольцо наблюдений, лупа, черная бархатная бумага и два стаканчика/блюдца, в одном из которых находится соль, а в другом - сахар.

Первый помощник нашей умной умной головы - это рука. Что мы сейчас будем делать? (Потрогаем вещество и скажем, какое оно на ощупь).

Что почувствовали ваши руки, какое на ощупь 1-е вещество, 2-е? (твердые, немного колючие/гладкие)

Откройте журнал лаборанта, запишите схематично какой вывод вы сделали.

Глаза:

Соль и сахар - очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет? (Лупа, потому что она увеличивает предметы в несколько раз)

Чем отличаются вещества по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Форме? Размере?

(По цвету: 1-е вещество белое, 2-е с желтым, кремовым оттенком

по форме:

Мы с вами можем сделать вывод, что сахар и соль разные по форме.

Нос:

Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?

Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар? Карамелью, ванилью)

Чем пахнет белое вещество (соль? Ничем.

Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Одно вещество пахнет карамелью и ванилью, а другое не имеет запаха.

Вывод: сахар и соль разные по запаху.

Ухо:

Попробуйте потереть вещества между пальчиков, какой звук слышите?

Вывод: оба вещества издают хрустящий, шуршащий звук.

Однажды, Тимур спросил у меня: из чего делают сахар? А вам, ребята, интересно узнать историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился?

(воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран монитора)

Показ презентации.

Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. 2000 лет назад в Индии из сахарного тростника отжимали сок, варили сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получался коричневый сахар.

Путешественники, приезжавшие в Индию, увозили с собой сахарный тростник. Так постепенно тростник переселился в другие теплые страны. Долгое время сахар получали только из этого южного растения. Поэтому он был очень дорогим, особенно в северных странах, где сахарный тростник никак не хотел расти, как ни старались. Решили найти замену капризному чужестранцу. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.

Свеклу выращивают на полях, во всех областях нашей страны. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.

Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)

Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!

Скажите, а как попадает соль на наши столы, кто знает откуда она берется, м.б. Ее тоже получают из овощей? (….) Показ презентации про соль.

Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны - соляные прессы.

По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.

Ребята, скажите, а можем ли мы ОПЫТНЫМ путем определить, где находится соль и сахар?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, с помощью какого вещества сахар и соль становятся невидимыми? (это вещество - ВОДА). Для проведения следующего опыта с солью и сахаром нам понадобится еще и вода.

Опыт №1. «Всплывет или утонет»

Опыт № 2 «Добавим огня».

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Скажите, нам удалось ответить на вопрос профессора Любознайкина: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?»

Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя свои записи)

Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу.

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1772 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» Цель :систематизировать у детей представления о свойствах воды. Задачи : Образовательные -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность ; -развивать все компоненты устной речи, формирование словаря; -продолжать учить детей во время опытов соблюдать...

Конспект НОД по исследовательской деятельности «Водичка, водичка…» в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад №2 г. Севска Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему : «Водичка, водичка…» во второй группе раннего возраста. Выполнила воспитатель : Хохлова И.А. г. Севск 2019г. Конспект ...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что скрывает шоколад?» для детей старшей группы

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что...» Программное содержание Обучающие задачи: расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах; упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада; познакомить детей с новой профессией –шоколадье. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Тонет - плавает» Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Тонет - плавает». Цель: формирование понятие о том, что тяжелые предметы из металла тонут в воде, а дерево нет. Развить познавательные способности детей, речь, наблюдательность, мышление....


Музыкально-образовательный проект «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии». МБДОУ ДС № 12 Музыкальный руководитель Шиповская Елена Германовна. Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. Участники: дети старшей и подготовительной...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительное расследование» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительное расследование» Тема: «Удивительное расследование» Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные: - закрепить основные цвета...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная песочная страна» в средней группе

Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности на тему " Волшебная песочная страна" в средней группе Программное содержание: формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить); ...

В подготовительной к школе группе №4 «Лучики» по теме «Невидимые (симпатические) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие задачи:

    Продолжать учить выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов. Формировать представление о веществах, используемые для получения симпатических чернил. Формировать представление о способах проявления невидимых чернил.

Развивающие задачи:

    Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: проведение опытов с лимоном, его применение, исследование водоплавающих птиц, их пользы для человека, домашнее задание про инструменты для письма, просмотр презентации «Как появилась письменность».

Методические приёмы:

    Игровой (использование сюрпризных моментов, соревнование). Наглядный (использование разрезных картинок, оборудование для проведения опытов). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: аудиозапись, usb-устройство (музыкальная колонка), телевизор, ноутбук, письмо от Профессора Почемушкина, посылка с дипломами, смайлик, емкости: с молоком, лимонным соком, водой, с раствором йода; ватные палочки, утюг, салфетки, клеенки, картинки с изображением: живой природы, неживой природы и предметов, сделанных руками человека.


Демонстрационный материал: разрезные картинки, презентация «Симпатические чернила».

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(дети садятся полукругом на стульчики на ковре)

Сюрпризный момент.

Звучит запись «Входящее сообщение».

Сообщение:

«Здравствуйте ребята группы «Лучики». Это снова я- Профессор Почемушкин. Я спрятал в группе посылку с вашими дипломами, но чтобы её открыть, прочтите инструкцию в письме. Удачного вам исследования и до новых встреч…»

Что будем делать? (искать посылку)

(Нашли посылку, а на ней кодовый замок; письмо с инструкцией)

Какой интересный замок. Что это за замок, вы знаете? Как его открыть? А мы знаем код? Как вы думаете, где может быть код? (ответы детей)

Правильно, профессор сказал, чтобы открыть посылку, нужно прочитать инструкцию в письме.

(письмо открывается добрыми пожеланиями и улыбкой)

Психологический настрой.

Дети говорят добрые пожелания друг другу и передают смайлик. Как все сказали, письмо открывается.

А смайлик я повешу на доску, пусть улыбается нам все занятие. Согласны? (ответы детей)

Письмо:

(в письме 2 листа, с записанным кодом невидимыми чернилами)

Мотивация/ целеполагание.

Итак, что нам нужно сделать? (ответы детей)


Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

Этапы работы: узнать

Что такое чернила;

Чем писали раньше, чем пишут сейчас;

Какими чернилами может быть написан код;

2. Основная часть

Актуализация ранее приобретённых знаний.

(картинки с живой, неживой природой и предметов, сделанных руками человека)

Ребята выберите себе картинку и найдите своё место за столом. У одного из вас картинка со знаком вопроса: для него отдельный стол.

(3 стола с эмблемами Профессора Почемушкина: «живая природа», «неживая природа», «сделано руками человека»; на столах конверты с разрезными картинками, на отдельном столе - знак вопроса)

Итак, у нас 3 команды. У каждой на столе конверты. Нужно собрать картинку, работайте дружно, помогайте друг другу. Какая команда соберет быстрее, поднимет руки вверх. Приготовились, начали.

(собирают картинки: перо для письма, перьевая ручка, шариковая ручка; индивидуальное задание: сажа, древесный уголь , баночка с растворителем)

Молодцы, справились с заданием. Кто-то был побыстрее, кто- помедленнее, но правильно выполнили все.

Добывание и принятие нового знания.

Вопросы для индивидуального задания:

Ребята, посмотрите, что получилось у ….(имя ребёнка).

Как вы думаете, почему эти картинки вместе?

Ваши предположения - гипотезы.

Из этого делали первые (переворачиваю картинку, там написано «ЧЕРНИЛА»)

Что же такое чернила? (ответы детей)

Чернила - жидкий краситель, пригодный для письма и/или создания каких-либо изображений с помощью писчих инструментов.

Ваше предположение подтвердилось/ опровергалось?

Мы ответили на один из вопросов Профессора Почемушкина? (что такое чернила?) (да)

К какому разделу относятся чернила: живая природа, неживая природа, сделано руками человека?

Почему? (ответы детей)

Итак, чернилами пишут с помощью писчих инструментов.

Где же мы их можем увидеть? (на столах)

Вопросы:

Что у вас получилось?

Это как - то связано с нашим исследованием?

Ваши предположения - гипотезы: как же это связано?

Что нам нужно было узнать? (чем писали раньше, чем пишут сейчас?)

В каком порядке появлялись эти писчие инструменты? (приклеиваю на доске: гусиное перо; перьевая ручка; шариковая ручка)

А правильно ли мы думаем, узнаем после Физминутки.

Физминутка. (видео-файл: «Барбарики»)

Индивидуальные домашние задания: мини - рассказы детей о каждой картинке.

Гусиное перо:

«В период с 600 по 1800 годы н. э. испанцы, жители Севильи обнаружили, что если использовать особым образом заточенное гусиное перо, то этот инструмент - самый оптимальный для того, чтобы писать. Более того, при помощи пера можно писать наклонными буквами - так ведь удобнее, и буквы можно делать не такими большими. Так получились прописные буквы. Любопытно, что до VI века н. э. прописных букв попросту не существовало, при письме использовали только заглавные буквы. Спасибо гусиным перьям! Гусиные перья просуществовали длительное время - до конца XVIII века. Их обтачивали у корня наискось, чтобы получился срез, этим срезом макали в чернила, какое-то количество чернил скапливалось в стволе пера, и писать было удобно. Заостряли кончик специальным ножом. Кстати, именно перья дали название складному ножу, которым поправляли и затачивали перья. Речь идет о перочинном ножике».


Перьевая ручка:

«Гусиные перья существовали долго на рынке писчих предметов. Но в XVIII веке благодаря одному сообразительному слуге, имени которого история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что хозяину его приходилось много писать, и он не успевал менять сточившиеся перья, а слуга не успевал бегать за гусями. Чтобы облегчить хозяину - да и себе самому - жизнь, находчивый слуга придумал перо из стали. Первоначальная конструкция была далека от совершенства, т. к. он не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось, и началась история перьевой ручки».

Шариковая ручка:

«В XIX веке изобретатели конструировали ручку, которую не надо было бы все время макать в чернильницу, нужно было создать долго пишущую ручку с чернилами внутри. В 1945г. - шариковая ручка появилась на рынке товаров США и стоила 12,5 долл. Ручка продавалась как «первая ручка, которая пишет под водой. Интересно и то, что до сегодняшнего дня, в уже наступившей эре компьютеров, интерес к модернизации шариковых ручек не спадает, благодаря чему в продажу поступают все новые их варианты».

Спасибо за интересные рассказы.

Ребята, мы правильно предположили? (да)

Симпатические чернила.

Ребята, а какими чернилами написан код для замка на посылке, мы видим эти чернила? (нет)

Значит они какие? (невидимые)

Невидимые чернила называются «Симпатическими».

Из чего же они делаются, ваши предположения?

Проверим?

(показ фото-презентации «Симпатические чернила»)

Похожие публикации