Методическая разработка к лекционному занятию пути преодоления межнациональных конфликтов. Проблема и опасность межнациональных конфликтов В чем трудность разрешения межнационального конфликта

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема: «Пути преодоления межнациональных конфликтов».

по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений.»

Специальность: "Акушерское дело, Сестринское дело, Лечебное дело "

3 курс

Ирбит

2014

Дисциплина

Этика и культура межнациональных отношений.

Тема занятия

Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Тип и форма занятия

Аудиторное теоретическое занятие (комбинированное).

Продолжительность занятия 90 минут.

Образовательные цели занятия

Студент должен уметь:

Высказывать свою точку зрения;

Аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма;

-проявление способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования, взаимодействие с соблюдением норм межнационального общения

Студент должен знать

Что такое межнациональный конфликт.

Причины появления межнациональных конфликтов.

Солидарность, толерантность.

Пути решения межнациональных конфликтов.

Цели воспитания и развития

Познавательные:

Выяснить, что такое межнациональный конфликт и чем отличается от других конфликтов.

Знать нормы международных отношений.

-Ум ения анализировать, обобщать и давать оценку событиям.

Знать тенденции в развитие современных межнациональных отношений

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

Развивать чувства солидарности, толерантности.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Развитие общих компетенций

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повешение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

Методы обучения

Информационно-развивающие.

Междисциплинарные связи (интеграция)

Обществознание, история

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

Технологическая карта занятия, конспект лекции, учебник (Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243; Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г)

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Текстовое задание, ситуационные задачи.

Список литературы

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ (ХОД занятия)

Затраченное время

Организационный

Приветствие

Активизация сознания,

Положительная эмоциональная установка

Сообщение темы и мотивация

Сообщение темы занятия, запись на доске, определение цели занятия, актуализация значимости темы для освоения профессии.

Тема: Пути преодоления межнациональных конфликтов

Цели :

Объяснение нового материала

1.Мораль как способ преодоления межнациональных конфликтов.

2.Понятия «солидарность», «интернационализм, «толерантность».

3.Социальное творчество как альтернатива агрессии.

Закрепление пройдённого материала

Подведение итога

Самостоятельная работа для студентов (индивидуальная):

1.Определите и запишите в тетради 2 тенденции в развитии современных межнациональных отношений проиллюстрируйте каждую из них примером.

2. Определите и запишите в тетради факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты.

3.Прочитайте текст и ответьте письменно вопросы (задания представлены в разделе самостоятельная работа).

Преподаватель делает выводы.

Подведение итогов занятия совместно со студентами, путём ответов на представленные вопросы. (контрольные вопросы). Рефлексия.

Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Появление межнациональных конфликтов».

План – конспект учебного занятия:

    Организационный момент.

Преподаватель проверяет готовность студентов к учебному занятию.

    Сообщение темы, целей, задач занятия, мотивации учебной деятельности студентов

Преподаватель сообщает тему, цели учебного занятия. Мотивация учебной деятельности: преподаватель подводит студентов к выводу о необходимости изучения темы. Тема студентам пригодится для того, чтобы они смогли найти общий язык с пациентами, т.к. пациенты могут быть разных, национальностей.

Вступительное слово преподавателя .

Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются категориями.

Постановка проблемы .

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран. В 25 государствах основная этническая общность составляет 90 % населения, ещё в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах едва ли половина населения является этнически однородной группой. Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится существовать на одной территории и мирная жизнь складывается не всегда. В результате чего могут возникать межнациональные конфликты – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующееся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн. В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Большим влияниям на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хагантона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями.

    Формулировка целей занятия:

Группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племён. Они входят в состав 180 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которые они владели, не раз натравляли один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На сегодняшнем занятие мы должны понять – можем ли мы сегодня жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос решён? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества, гармонии между нациями. Мне хочется привести слова А.С. Пушкина «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

Исходя из материала занятия можно поставить цели:

1. Формирование у студентов способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования.

2. Способность аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма.

3. Формирование способности взаимодействовать с соблюдением норм межнационального общения.

IV - V . Введение новых знаний, воспроизведение знаний и овладение студентами способами действий:

1.Мораль как способ преодоления межнациональных конфликтов.

Многонациональная среда – типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города и даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так, один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений. Сегодня достаточно свободный доступ к отдыху и работе за границей, о этом свидетельствует большой процент иммигрантов по всему миру, что постепенно привело к смешению всех народностей и национальностей. И, казалось бы, что в этом плохого, человечество не стоит на месте, а двигается и развивается. Но так ли это на самом деле? В действительно ли правильном направлении мы движемся, когда, взяв сейчас любую сводку новостей, то и дело натыкаемся на сообщения о том, что где-то прошёл очередной митинг, акция протеста или теракт. Причём, отметим, что очень много из этих выступлений связанно именно с межэтническим вопросом (что доказывает несомненную актуальность данной темы). Даже создаётся впечатление, что людям разных национальностей трудно жить на одной планете без попыток доказать превосходство своей национальности над другими.

Причины межнациональных конфликтов

За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северокавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками. Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Современные политологи выделяют следующие причины межнациональных конфликтов:

    Социально-экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органов власти.

    Культурно-языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

    Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народ вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

    Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате загрязнений, либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы

    Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения)

    Конфессиональные – из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные – особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

3. Социальное творчество как альтернатива агрессии.

Называя причины межнациональных конфликтов, необходимо раскрыть пути решения межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так, к наиболее известным из них относятся:

1. Д еконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. П рерывание конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. П ереговорный процесс – способ, для которого существует особые правила. Для того, чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем, переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят учёные, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш - выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. У частие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций. Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений.

2. Понятия «солидарность», «интернационализм, «толерантность».

Одним из понятий, испохабленных перестройкой, было понятие интернационализма. В позднем СССР он уже стойко ассоциировался с тем, что мы кормим Кубу, арабов, негров, национальные республики и прочих дармоедов, поэтому и живем «плохо». Под этим же соусом разжигался национализм и сепаратизм в национальных республиках. После разрушения Советского Союза русское население в большинстве национальных республик оказалось на положении людей второго сорта и вынуждено было бежать, спасаясь от местных националистов. В новообразованной Российской Федерации власть начала проводить откровенно дискриминационную политику по отношению к русскому населению, чтобы избежать отделения оставшихся национальных республик. Еще больше ситуацию в межнациональных отношениях осложнила бесконтрольная миграция и возникший этнический криминал. Таким образом, у граждан сформировалось строго отрицательное отношение к такому понятию, как интернационализм. Однако интернационализм является одной из частей коммунистической идеологии. Этот факт отталкивает от коммунизма многих людей с патриотическими взглядами из-за неверного представления о нем.

Настоящий интернационализм заключается в равенстве трудящихся всех национальностей и их классовой солидарности. Это означает две вещи: во-первых, ни один человек не может иметь преимуществ или поражений в правах по принципу национальной принадлежности, а во-вторых, что классовые интересы трудящихся по всему миру совпадают. Ничего общего с тем, что происходило и происходит в РФ интернационализм не имеет. Если представители северокавказских республик имеют льготы при поступлении в ВУЗы, если их не призывают в армию, то это проявление национализма(!), а отнюдь не интернационализма. Ведь получается, что одни граждане государства имеют преимущества перед другими по этническому признаку. Тоже самое касается, например, еврейского лобби или различных диаспор. Если человек принимается на работу или продвигается по службе по принципу национальной принадлежности, то это тоже является проявлением национализма. Борьба с подобными явлениями – одна из задач интернационализма.

Также не следует путать интернационализм с толерантностью. Западная толерантность – есть прямое следствие капитализма. Люди разных национальностей в поисках работы и лучшей жизни вынуждены ехать в метрополию. Образуются крупные мегаполисы с компотом из различных культур и народов. Естественно, в этом компоте люди сбиваются по этническому признаку, образуя диаспоры. Возникают национализм и национальная напряженность. Толерантность – это попытка сгладить, затушевать неизбежные национальные противоречия при капитализме. Вместо устранения причины этих противоречий людям предлагается «терпеть» друг друга.

В коммунистической идеологии подход совершенно иной. В рамках социалистической экономики часть национальных противоречий снимается с помощью равномерного развития всех территорий. Кроме того, интернационализм признает культурное многообразие всех народов, однако под предлогом толерантности не допускает ситуаций, когда проявление одной культуры противоречит местной культуре или законам. Любые послабления неминуемо приведут к появлению национализма. Если представители одной культуры по каким-либо причинам оказались на территории, где доминирует другая культура, то они должны вести себя согласно тем нормам, которые приняты на этой территории. Причем держать людей в рамках можно просто за счет четкого исполнения законов. Закон должен быть един для всех национальностей. В этом заключается интернационализм.

Межнациональная толерантность – это отношение к представителям различных наций как к своей, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, отношение к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности".

Противоположность толерантности – интолерантность. Проявлением межнациональной интолерантности являются этноцентризм и ксенофобия. Этноцентризм - это дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида, или группы, базирующаяся на убеждении превосходства одних этносов над другими или одной национальной культуры над другой. Ксенофобией являются страх и неприятие "инородцев" как представителей других культур, убежденность в том, что они могут принести только вред титульной нации.

Ксенофобия становится одной из гнетущих проблем современного российского общества как неприязнь к чужакам - иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям, по интересам, по взглядам социальным группам. Находящееся в процессе трансформации современное российское общество особенно уязвимо перед экстремистской идеологией. Среди основных факторов, обуславливающих межнациональное общение, выделяют политические, экономические, исторические, культурные, этнические и т.п. Доминирующим фактором межнационального общения является противоречие между толерантностью и ксенофобией.

Нередко ксенофобия проявляется как закономерная реакция отторжения коренным населением приезжих, не нашедших путей интеграции в новое общество, в новую культуру.

Последнее десятилетие насыщено проявлениями радикального национализма и ксенофобии. В мирное время применяется огнестрельное оружие, а преступления маскируются как бытовые, ужесточается религиозно и идеологически мотивированный вандализм - от рисования оскорбительных граффити до поджогов и взрывов. Все более активно и разнообразно используются различные провокации для нагнетания ксенофобной истерии в обществе. Растет количество бытового ксенофобно мотивированного насилия и массовых конфликтов, перерастающих (или угрожающих перерасти) в этнические погромы, что нередко бывало в истории России. Это во многом связано не только с миграцией населения из других регионов нашей страны и СНГ, но и недостаточным вниманием к воспитанию толерантности у населения и, прежде всего, у подрастающего поколения и молодежи.

Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») определяется как:

- нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному;

- восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного враждебного;

- воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.

Составляющими ксенофобии в России являются кавказофобия, китаефобия (синофобия), антисемитизм, этно и религиозная фобии (исламофобия,), мигрантофобия, гомофобия. Специфическим направлением в этнофобиях является русофобия. Расизм, утверждающий расовое превосходство, этнонационализм, абсолютизирующий и превозносящий этнические отличия, религиозный фанатизм, настаивающий на истинности и превосходстве религиозной доктрины, сексизм, чаще дискриминирующий женщин и превозносящий мужской пол, эджеизм, утверждающий преимущества молодого возраста, дискриминирующий старшие поколения: все это – наиболее распространенные идеологии и идеологические дискурсивные практики, связанные с культурными особенностями, противоположные толерантному отношению.

В условиях демократического транзита, т. е. движения в направлении к демократической системе, разного рода фобии стали проявляться более рельефно, в отдельных случаях агрессивно. Сохранение ксенофобских тенденций можно объяснить несовершенством демократии в России, отсутствием либеральных традиций, отсутствием нормального гражданского общества, которому присуща терпимость и в котором действуют механизмы предотвращения ксенофобии и противостояния ей.

Развитие ксенофобии на современном этапе связывают с тяжелым экономическим положением людей, понижением социального статуса целых общественных слоев, горечью за падение по сравнению с СССР престижа России, что способствует росту "комплекса неполноценности" и побуждает искать конкретных виновников всего происшедшего со страной, с обществом, с каждым отдельным человеком. Чаще всего такими виновниками оказываются чужаки, которые находятся в непосредственной близости от пострадавших, и потому на них удобнее и проще сорвать злобу.

Постсоветская ксенофобия порождена не только нынешними условиями. Она имеет достаточно глубокую социокультурную и этническую основу.

Задания для самостоятельной работы

    Определите и запишите в тетради 2 тенденции в развитии современных межнациональных отношений, проиллюстрируйте каждую из них примером.

    Определите и запишите в тетради факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты.

    Прочитайте текст и ответьте письменно на нижеприведенные вопросы.

«Национальные отношения, т.е отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредствуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены 3 основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный, биологический. При политико-правовом под нацией понимается согражданство, т.е сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические нации, которые на международной арене выступают как «национальные государства».

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. Э. Геллнер, известный исследователь феномен нации отмечал: Два человека принадлежат к одной нации, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создает человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, основан на признании кровной общности главной доминантой нации.»

    Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

    В тексте говорится о влиянии государства на этноциональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Вывод: Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты, в любом многонациональном обществе сохраняются опасности перевода конфликта на межнациональный уровень. Помимо мудрой национальной политики, необходимо развитии личной культуры межнациональных и шире – межличностных отношений, который должен каждый вырабатывать в себе.

Итоги занятия. Чему научились, что узнали, что вспомнили.

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился…

у меня получилось … я смог… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось

Список литературы

    1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г.

      Тишков В. Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества / Этнопанорама. 2013. №1-2. С2-12.

      Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243

1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

3. Колониальное население.

4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Пути разрешения межнациональных конфликтов

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.

2. Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом.

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

Типы конфликтов

1. Территориальные споры, стремление к суверенизации.

2. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.

3. Против нарушения прав человека, дискриминации языка, образа жизни.

4. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

5. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов

1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

Основные принципы национальной политики

1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.


3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

Условия гармонизации национальных отношений

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень. (Человек и общество. Современный мир / под редакцией В. И. Купцова.)

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения социальных противоречий, динамичный социально-психологический процесс.

Ролевой конфликт возникает, когда не совпадает поведение носителя социального статуса (исполнителя «соц.роли») и ожиданий окружающих.

Функции социальных конфликтов:

В плюралистических открытых обществах конфликты играют позитивную роль, становятся стабилизаторами общества:

  1. выявляют противоречия, своевременное и эффективное разрешение, которых способствует развитию общества.
  2. являются побудительной силой развития общества
  3. столкновение стратегий ведет к поиску продуктивных решений проблемы
  4. ведут к контролируемой эволюции общества

Причины социальных конфликтов:

u противоположность социальных (институтов) интересов.

u Неравное социальное положение конфликтующих сторон

u Неадекватное отражение в сознании сложившейся ситуации

u Столкновение ролевых позиций, групповых норм и ценностей, культурного уровня, потребностей.

u Несовпадающие оценки деятельности социальных групп

u Нарушение соц.норм.

u Перераспределение власти и национального дохода.

Масштаб конфликта - число участвующих людей и серьезность последствий.

Противоречие – фундаментальная несовместимость, несогласие важных - политических, экономических, этнических - интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта. Неустранимое противоречие называется антагонистическим. Однако! Противоречие так и может остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновение, т.е. конфликта.

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.

Способы решения конфликтов : -компромисс, -переговоры, -посредничество, -арбитраж, -применение силы, -применение власти, -применение закона.

СЕМЬЯ

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная (социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения, принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

(доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существо­вания наций и народностей отношения между ними были не­редко напряженными и даже трагическими. Так, русские зем­ли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки сопровождалось гигантским по своим масштабам ограблением и уничтожением ее коренных жителей - индейцев. Уже в XX в. произошли две мировые войны, в ходе которых беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению отдельные нации и народности. Во время Второй мировой вой­ны в СССР были выселены с территорий, на которых они ра­нее проживали, и переселены в отдаленные места крым­ские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Подтверждением этого служат события в Юго­славии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В меж­национальных столкновениях гибнут люди, уничтожаются цен­ности. Причин тому много, и искать их следует не только в кризисе экономики, спаде производства, росте инфляции, цен, безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, ан­тидемократических законах и т. д.

Особенно тяжелые последствия вызывает подавление на­ции (ущемление прав людей по национальному признаку, пре­следование национальной религии, культуры, языка) или при­нижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Между тем национальные чувства очень уязвимы. По на­блюдениям психологов, проявления национального насилия вы­зывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, бе­зысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко и возникает желание найти виновного во всех бедах. А посколь­ку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего на­зываются люди другой национальности, проживающие на дан­ной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «пере­родившиеся». Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разно- ^У проявляет свою социально-политическую направленность.

ак > Движения, связанные с идеями национализма, сыграли не­маловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «сво­ей» нации.



Свое крайнее выражение политика национализма получи­ла в странах с фашистским режимом. Человеконенавистничес­кая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выли­лась в практику геноцида - истребления целых групп насе­ления по национальному признаку. Из курса истории вы знае­те, что Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского на­селения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим и др.) около 6 млн чело­век - почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом «холокост», кото­рое означает «всеуничтожение через сожжение».

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славян­ские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

Но вот вопрос: появилось ли раскаяние в содеянном у тех, кто творил преступления? Появилось ли оно у их потомков? По­думайте над этими вопросами, почитайте литературу.

По мнению специалистов, ни один народ не застрахован от проявлений национализма и шовинизма. В составе каждой на­ции есть группы, которые заинтересованы в утверждении осо­бых привилегий для своей нации и при этом грубо нарушают принципы справедливости, равенства прав, суверенитета дру­гих. С такими группами вы, к сожалению, хорошо знакомы. Чем кончаются их притязания, надеемся, вы также хорошо пони­маете.

В одних странах такие группы нередко определяют основ­ное направление межнациональных отношений; в других - все­гда получают решительный отпор. Подумайте и вспомните из­вестные вам примеры различного отношения к проявлениям агрессивного национализма.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этничес­ких кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поис­ ке согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном раз­витии демократии, правовых начал в жизни общества. Обеспе- че цие прав и свобод личности, независимо от национальной при­надлежности, есть условие свободы любого народа.

Способы разрешения межнациональных конфликтов

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы, способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но все, безусловно, негативные, т. к. признание превосходства ценностей доминирующего этноса порождает чувство второсортности.

Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

Значимость социально-экономического фактора в разных конфликтах различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин или отражать экономические интересы узких групп.

Многие из таких конфликтов имеют глубокие корни, многолетнюю историю затухания и обострения; они подвержены сильному влиянию религии; они затрагивают бессознательное человека.

Даже в самых острых конфликтных ситуациях (а может быть, особенно в них) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Это предполагает: во-первых, прекращение насилия; во-вторых, организацию диалога между сторонами конфликта; в-третьих, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов (а не, скажем, лидеров экстремистских групп или «полевых командиров»); в-четвертых, формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке; в-пятых, юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон; в-шестых, максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. Из перечисленного, думается, ясно, что среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Очень важна также роль посредников, о которой будет сказано несколько позже. Но, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.



А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов. Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут (правда не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таки.м образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная, эмоционально-когнитивная сторона проблемы.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стоорны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесьможно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России, и бредни относительно пресловутого «жидо-масонского заговора». Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо В нашей теории это обозначается как снятие или хотя бы ослабление ложного конфликта. Его, в частности, можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям.

В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. Вспомним хотя бы герценовские слова 1863 г.: «Мы за Польшу потому, что мы за Россию», – или общественную позицию В.Г. Короленко в связи с так называемым мултанским жертвоприношением, или общественный резонанс в связи с «делом Бейлиса» в 1912 г. И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение – в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях, в карабахскам кризисе. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте , которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов . В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов - это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

5.Подход к проблеме

В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами) периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие “несправедливости”. Ставя в кавычки это слово, мы имеем в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения. “Что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую “идеологию кривды”, во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и прежде всего каждой обиженной души - виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы, негры, вьетнамцы, венгры или чехи: Это так просто и понятно! И всегда найдется достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всем виноваты”.

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По словам американского политолога Д.Саймса, над которым не довлеют ни коммунистические, ни имперские идеи, “...на смену “империи зла” , где основной власти была сила и принуждение, пришли несколько зол: проявление межнациональной ненависти, столкновение амбиций различных политических элит. Миллионы людей внезапно лишились общности, ...столкнулись с нетерпимостью и экстремизмом. Кровавые войны, сопровождающиеся тысячами жертв, бушуют в различных частях Советского Союза”.

При углубленном изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на территории СССР можно и не найти серьезных национальных обстоятельств. Последние могут лишь в национальный “цвет” политические, социальные, экономические, территориальный, экологические и иные проблемы. Национализм в этом случае является солидаризирующей составляющей, выполняющей функции социального “клея”. Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить: наши - чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития подменяются “национальной справедливостью”, а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. Обе они неумолимо вступают в жестокую схватку между собой, которая по принципу “воронки” втягивает в себя все более и более широкие массы единокровников. В таком круговороте пропадают правые и виновные, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с другой стороны.

Преступные разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сражения. В них преступления в отношении противоборствующей стороны вершатся с утроенной энергией и с еще большим сознанием своей правоты. Убийства мирных жителей, захват заложников, изнасилования, грабежи, поджоги, разбои, разрушение селений, предприятий и учреждений становятся ответными. Под видом священной мести делается все, что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся все более жестокими. Они стимулируются только что понесенными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, использующих в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости, агрессивности и ненависти.

При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне.

Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попрания их прав националистически настроенными властями.

Похожие публикации