Российское образование федеральный портал. Организация деятельности пмпк в образовательной организации М.П

Психолого–медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

Основные направления деятельности школьного ПМПк.

Деятельность специалистов сопровождения.

Психолого–медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) образовательного учреждения создаётся для решения проблем, связанных с обучением, воспитанием и социальной адаптацией учащихся. Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» раскрывает механизмы работы ПМПк.

В состав консилиума входят по приказу директора школы заместитель директора школы по УВР (председатель консилиума), психолог, логопед, врач, социальный педагог.

Целью ПМПк является создание условий для индивидуального развития детей с трудностями в обучении и поведении.

В задачи консилиума входят:

Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик;

Выявление потенциальных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании;

Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно- развивающей работы;

Выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребёнка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближнему окружению;

Обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включаетактивизацию познавательной деятельности детей, повышения уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально- волевого развития;

Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

Профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-профилактических мероприятий.

Работа ПМПк заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.

Основные направления деятельности школьного ПМПк:

Формирование у педагогов адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей;

Комплексное воздействие на личность ребёнка;

Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно - развивающего обучения и воспитания.

В функции специалистов консилиума входит предупреждение психолого-физиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагога и обучающихся).

ПМПк является коллегиальным органом сопровождения учеников. Специалисты ПМПк разрабатывают рекомендации и индивидуальную коррекционно- развивающую программу для детей, которым необходимо сопровождение. В ходе проведения консилиума назначается ведущий специалист сопровождения, который отслеживает динамику развития ребёнка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. Ведущим специалистом сопровождения назначается тот специалист, помощь которого необходима ребёнку в первую на данном этапе. Например, у ребёнка трудности в обучении из-за нарушения лексико-грамматического строя речи, в этом случае ведущим будет логопед, при нарушении ЭВС ведущий – психолог и т.д.

В процессе сопровождения каждый специалист решает следующие задачи, реализует конкретные виды работ, представленные в сводной таблице:

Деятельность специалистов сопровождения

Участник сопровождения

Деятельность на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках ПМПк

Деятельность по реализации решений ПМПк

Врач

Справка о соматическом и психическом здоровье ребёнка

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Психолог

Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углублённой диагностики в отношении ребёнка. Подготовка материалов к ПМПк.

Проведение психолого-коррекционных, развивающих, консультативных мероприятий с детьми. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классным руководителем. Психологическое просвещение всех участников УВП.

Логопед

Проведение диагностической работы по выявлению уровня речевого развития.

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретному ребёнку. Участие в разработке индивидуальной коррекционной программы сопровождения.

Проведение коррекционной работы по развитию речи детей, устранение дефектов речевого развития. Планирование совместной работы с учителями начальной школы, русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.

Классный руководитель

Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов- предметников)

Предоставление участникам консилиума необходимой информации о ребёнке. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм и направлений коррекционной работы в рамках сопровождения.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование педагогов-предметников и родителей по вопросам сопровождения школьника и класса.

Педагог- предметник

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в раках его подготовки

Не участвует

Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых завучем и специалистами ПМПк, по сопровождению школьников со стойкими трудностями в обучении. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных учеников и её последующая реализация. Работа по корректировке учебных программ с учётом рекомендаций специалистов консилиума. Консультирование родителей. Участие в семинарах, посвящённых проблемам сопровождения.

Заместитель директора

Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий

Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения учеников специальных (коррекционных) классов

Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам сопровождения. Консультирование администрации.

Школьная администрация

Организационная помощь в проведении диагностической работы

Не участвуют

Встречи со специалистами консилиума по обсуждению результатов. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.

Родители школьников (или лица, их замещающие)

Предоставление необходимой информации специалистам консилиума в рамках подготовки к консилиуму

Не участвуют

Участие в индивидуальных и групповых консультациях, проводимых специалистами сопровождения. Сотрудничество со специалистами в решении школьных проблем ученика.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это усовершенствованная форма оказания диагностических и консультационных услуг детскому населению, апробированная и внедренная в различных регионах России.

ПМПК решают важнейшую задачу выявления детей и подростков с нарушениями развития в детской популяции, дифференциации их по возможностям обучения, определяют оптимальный психолого-педагогический маршрут для каждого обследованного ребенка и соответствующие специальные образовательные условия. В этой связи, становится очевидной актуальность проблемы организации специальной психолого-медико-педагогической службы и диагностики интеллектуальных, сенсорных, двигательных, психических и речевых нарушений, а также комплексной работы направленной на их предупреждение и коррекцию.

Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

В настоящее время психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют диагностику и консультирование детского населения как по направлению консилиумов и консультаций, так и по обращению.

В результате деятельности консультативно-диагностической службы в последние годы (2002-2006) наметились положительные изменения в деятельности образовательных учреждений: своевременно выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, открываются новые коррекционные группы и классы, укрепилась связь с родителями.

Анализ научных исследований и нормативной документации показывает, что особенностями ПМПК на современном этапе является:

Расширение направлений деятельности: диагностическая, консультативная, информационная, просветительская, профилактическая аналитическая и др.;

Расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды помощи;

Изменение контингента обследуемых детей в связи с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и его качественных изменений;

Изменение организационных форм работы.

Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий являются:

Раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

Комплексная динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

Определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;

Подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

Разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностической и коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

Использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, оздоровительных, лечебно-профилактических, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

Стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, и проектом Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.

На территории каждого субъекта Федерации создана, как минимум, одна ПМПК. ПМПК субъекта Федерации является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

Основные направления работы психолога ПМПК.

Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:

    проводит изучение особенностей детско-родительских отношений и наблюдение за характером взаимодействия между матерью и ребенком в ходе совместной (игровой, изобразительной или пр.) деятельности;

    выявляет посредством экспериментально-психологического обследования ребенка причины, затрудняющие становление его личности, психологические механизмы, обуславливающие имеющиеся у него нарушения в развитии;

    информирует родителей об особенностях психического развития ребенка, проводит вместе с ними вероятностный прогноз развития ребенка с учетом родительских установок и ожиданий по отношению к нему, социальной ситуации его развития в целом, объясняет родителям источники происхождения трудностей и проблем в развитии ребенка;

    разрабатывает совместно с родителями конкретные меры помощи и программу индивидуальной коррекционной работы для ребенка, реализуемые в дальнейшем при активном участии самих родителей;

    осуществляет эффективные коррекционные мероприятий, способствующие повышению уровня произвольной регуляции психических процессов и поведения у ребенка, необходимого для успешной социальной адаптации в соответствующих его возрасту детских образовательных учреждениях;

    проводит подгрупповые и групповые занятия с детьми, имеющими сходную проблематику или предусмотренные учебным планом;

    своевременно составляет необходимую документацию, качественно ведет записи при планировании коррекционной работы и заполнении дневника наблюдения за детьми, которым оказывается психологическая помощь;

    занимается осмыслением опыта практической работы, анализом и обобщением результатов своей деятельности, подготовкой методических рекомендаций для родителей и образовательных учреждений;

    систематически повышает уровень профессиональной квалификации, изучая материалы по психологической коррекции и консультированию, опубликованные в периодической печати и научной литературе, участвуя в психологических тренингах и семинарах.

Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: д екларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.

    Функции психолога на ПМПК

Должностные обязанности педагога-психолога.

2.1. Осуществлять психологическую диагностику детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, на основе анализа представленных документов о развитии ребенка, информации полученной от родителей (законных представителей).

2.2. Определять направления работы по коррекции психических отклонений в развитии детей и подростков рамках ПМПк.

2.3. Участвовать в заседаниях ПМПк согласно плана ПМПк

2.4. Профессионально и грамотно оформлять документацию установленного образца с соответствующими индивидуальными рекомендациями по результатам обследования детей.

2.5 Проводить коррекционные занятия с учащимися, находящимися на сопровождении в рамках ПМПк

2.6 Участвовать в разработках коррекционных программ учащихся, находящихся на сопровождении в рамках ПМПк

2.7 Готовить необходимую документацию на учащегося на районную ПМПК

2.8. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), педагогам школы, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.

2.9. Участвовать в проведении мониторинга по выполнению рекомендаций ПМПк и анализировать результаты динамики развития детей и подростков.

2.10. Выполнять требования устава учреждения, положение о ПМПк, внутренний трудовой распорядок, осуществлять ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности.

Диагностическое направление Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т.д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т.е. направлено на установление функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

    развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

    развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

    формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ББК 56.14я75

Рецензенты: Куфтяк Елена Владимировна , доктор психологических наук, профессор КГУ им. Н.А. Некрасова;

Логвинова Галина Васильевна , практический психолог.

Составители: Сычева Наталья Викторовна , заведующий муниципальным бюджетным учреждением города Костромы «Психолого-медико-педагогическая комиссия»;

Бобкова Елена Николаевна , кандидат педагогических наук, заместитель заведующего по методической работе муниципальным бюджетным учреждением города Костромы «Психолого-медико-педагогическая комиссия».

Деятельность ПМПК в условиях современного образования /

Сост. Сычева Н.В., Бобкова Е.Н. ­- Кострома, 2015.

Методическое пособие адресовано специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В пособии рассматриваются вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, предложены образцы документации по работе школьных консилиумов, даны ответы на часто задаваемые вопросы по деятельности ПМПК, представлено мнение врачей-психиатров о необходимости медицинского сопровождения детей с нарушениями поведения и трудностями в обучении.

© Комитет образования, культуры, спорта

и работы с молодежью Администрации города Костром

Диагностическое направление

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описаны условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, приведена система оценки результатов по отдельным позициям, даны рекомендации по выбору оптимальных условий школьного обучения (модели интеграции) в зависимости от результатов обследования.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т. д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание общей картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т. е. направлено на установление функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организация взаимодействия психолога с педагогами

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ЗПР является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, инди-видуальные консультации и т. д. Общие рекомендации учителям общеобразовательных классов по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми с ЗПР учебных заданий опубликованы в статье Н.В. Бабкиной (2004).

Организация взаимодействия психолога с родителями

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно.

Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их го-товности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.

На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).

Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тема-тических консультациях, семинарах-практикумах и т. д.

Мифы в детской психиатрии.

К сожалению, в настоящее время в отношении детской психиатрии у общества существуют устойчивые мифы и предубеждения, заставляющие родителей избегать обращения к детскому психиатру.

Миф №1 – «любое обращение за психиатрической помощью повлияет на судьбу ребенка, лишит его будущего и возможности получить профессию, трудоустроиться, так как ребенка обязательно «возьмут на учет». Большинство психических расстройств детского возраста имеют преходящий характер и при условии своевременно начатой терапии исчезают. Дети с нетяжелыми психическими расстройствами, а к ним относятся большинство резидуально – органических расстройств, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), системные неврозы – тики, заикание, энурез, энкопрез, общие неврозы – неврастения, фобический, истерический невроз, расстройства эмоций и поведения, легкая интеллектуальная недостаточность, - находятся под консультативным наблюдением детского психиатра. При консультативном учете родители обращаются к врачу только по собственному желанию при ухудшении состояния ребенка. Диагнозы «F» в подавляющем большинстве случаев будут сняты в подростковом возрасте, не возникнет ограничений в обучении и трудоустройстве детей. При более тяжелых психических расстройствах (детский тип шизофрении, выраженный аутизм, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость) дети находятся под диспансерным наблюдением, врачи – специалисты наблюдают и лечат их активно. Это улучшает прогноз заболевания, адаптацию ребенка в обществе. А некоторые ограничения в профессии обусловлены не фактом обращения к психиатру, а самим тяжелым заболеванием.

Миф №2 – «психиатры «залечивают» ребенка тяжелыми психотропными препаратами, превращая его в «овощ». Современная психиатрия оснащена большим количеством лекарственных веществ, способных действовать исключительно на болезненные проявления психики, не затрагивая психику в целом. Они не только не приводят к нарушениям умственной работоспособности и интеллектуального развития, но даже улучшают их, снимая так называемые продуктивные расстройства и улучшают социальное функционирование.

В арсенале детской психиатрии есть ноотропы, биотики, антиоксиданты, вазотропные средства, которые улучшают деятельность нервных клеток и защищают их. Прежде чем назначить психотропный препарат, детский психиатр обсудит это с родителями – наименование препарата, его действие, дозы, продолжительность курса лечения.

Формы лечения у детского психиатра разные – амбулаторное, стационарное, полустационар, дневной стационар, «стационар на дому». Родители в большинстве случаев сами выбирают форму лечения.

Депрессивные расстройства

Выраженные депрессивные расстройства обычно возникают в подростковом возрасте, когда в достаточной степени сформирована аффективная сфера.

При развитии депрессии подростки, в связи с недостаточной способностью понять свое болезненное состояние и выразить его словами, (алексетимия) не обращаются с жалобами. Часто депрессии протекают под различными поведенческими масками (подростки становятся вялыми, безразличными, «ленивыми» или же резкими, грубыми, опозиционными, появляются расстройства влечений). К сожалению, подростковые депрессии чреваты суицидальными попытками и завершенными суицидами. Только врач - специалист за фасадом поведенческих расстройств сможет распознать аффективную патологию. Своевременное лечение депрессий – это всегда благоприятный исход.

Нервная анорексия

Необходимо помнить, что нервная анорексия – психическое расстройство. В основе заболевания лежат навязчивые страхи и сверхцненные переживания. Нервная анорексия может быть проявлением глубокого невроза пубертатного возраста или началом эндогенного заболевания – шизофрении. Грубой ошибкой родителей являются попытки лечить нервную анорексию у педиатров, диетологов, гастроэнтерологов, эндокринологов или еще хуже обращаться за помощью в немедицинские учреждения, к неспециалистам.

В настоящее время страх перед психиатрической службой зачастую заставляет родителей детей с психическими расстройствами прибегать к помощи псевдоцелителей, парапсихологов. При этом медицинской, психиатрической помощи дети не получают и состояние утяжеляется.

Обобщая все сказанное, хочется отметить:детские и подростковые психические заболевания нужно лечить, не откладывайте визит к врачу, если ребенок нуждается в помощи!

Хочется сказать родителям одно: не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребенке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребенка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребенком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и дает возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

4. КОНСИЛИУМ – ЭТО ВАЖНО!

Для успешной интеграции детей с ОВЗ в социальную среду необходимо создать специальные образовательные условия. ПМПК определяет необходимость этих условий в зависимости от категории ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение обучающихся в образовательном учреждении осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.

Психолого-медико-педагогический консилиум постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка, разрабатывающий тактики сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющий динамическое наблюдение за развитием ребенка, консультирование семьи.

Психолого-медико-педагогический консилиум реализует свою деятельность на основании Письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Психолого-медико-педагогический консилиум может сопровождать обучающегося только с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора о взаимодействии с родителями и договора о взаимодействии с ПМПК.

Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с учащимися классов, работающих по системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), предполагает предоставление и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся, специализированное консультирование учителей, родителей, администрации. Для создания подобных классов требуется лицензия.

В общеобразовательной школе создается команда специалистов, работающая по принципу системной организации. Тем самым обеспечивается возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.

Можно выделить следующие формы такого взаимодействия: комплексное обследование учащихся, построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов, планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития, взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Основной из перечисленных форм является организация деятельности ПМПк, который создается приказом директора по школе. Деятельность консилиума регламентируется Положением о классах коррекционно-развивающего обучения, письмом Мин. Обр. РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901/6 от 27.03.2000. Если ребёнок с ОВЗ учится не в специальном классе КРО, а с детьми с нормативным развитием, лицензия не требуется, но условия сопровождения и инд. уч. План обязательны.

Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:

диагностико- консультативное,

коррекционно-развивающее,

просветительское,

профилактическое,

организационно-методическое.

Основными формами работы являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях школьного ПМПк.

Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

1. Многоуровневую диагностику развития ребенка.

2. Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.

3. Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

4. Организация развивающего пространства – кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты.

В организации работы специалистов выделяются ряд этапов ее построения:

1.Диагностико-консультативный

1.1 На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с учителем и родителями ребенка для составления общей картины учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Также проводится наблюдение за школьником на уроке и переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне сконцентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости и т.д. Наблюдение на переменах позволяет определить насколько учащийся включен в жизнь класса, адаптировался ли он к детскому коллективу. Беседа с учителем и родителями дополняют сведения о ребенке, помогают обозначить те проблемы и трудности, которые не были выявлены в процессе наблюдения. Кроме того, встреча с родителями дает возможность помочь им справиться с трудными ситуациями в воспитании и способствует лучшему пониманию проблем ребенка.

1.2. Основным моментом данного этапа является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность, т.е. знание программы, обучаемость и обученность); логопед (речевая деятельность); психолог (межличностные отношения, эмоционально-личностная сфера, познавательная деятельность). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося (см. Приложение).

Далее проводится повторная консультативная встреча с родителями и учителем с целью доведения до их сведений результатов диагностики с ребенком, разъяснение этапов коррекционной программы, включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

2. Организационно-методический

Организуется проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития. В составе консилиума принимают участие: зам. директора по учебно-воспитательной работе – руководитель консилиума, психолог, дефектолог, логопед, врач–психиатр, учитель (классный руководитель), социальный педагог. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребенка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребенка. В данном случае могут разрабатываться различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае. Так, с ребенком могут работать сразу несколько специалистов или один из специалистов подготавливает базу для работы другого: психолог проводит поведенческую коррекцию, подготавливая ребенка для работы в группе дефектолога.

3. Коррекционно-развивающий

На данном этапе необходимо, учитывая учебную нагрузку, особенности детей классов КРО, правильно построить процесс работы. Важно не перегрузить ребенка, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы – коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой ребенка, коррекционная работа с познавательной сферой ребенка, коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, коррекционная работа с речевыми нарушениями. Формами ее проведения являются:

· Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет должен быть оснащен всем необходимым для игровой и песочной терапии, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка: краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы.

· Групповые интегративные занятия. В целях адаптации учащихся коррекционных классов к условиям общеобразовательной школы формируются группы совместно с детьми из обычных классов, за основу выбирая психологическую проблематику. Группы небольшие по 4-5 человек.

· Занятия-путешествия (групповые игры, где обычно задействована школа, учителя, администрация, с которыми группа детей вступает во взаимодействие, решение задачи социализации и интеграции этих детей в существующую социальную ситуацию развития, формирование навыков помощи друг другу).

· Поддерживающие занятия (занятия направлены на адаптацию ребенка к новым условиям развития – переходные этапы: первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.

· Социальные игры: специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами. Игры «Лепешка», «Психологический портрет» и др.

· Занятия тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).

· Постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать все, что хотят.

· Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом.

Контрольный

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума с целью отслеживания динамики развития наиболее сложных детей. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.

Итоговый

По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.

Следует отметить, что любая работа специалистов строится на постоянном взаимодействии с учителем и родителями, которым даются рекомендации, проводятся консультативные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности. Формы работы: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.

Таким образом, специалистами осуществляется сопровождение обучения детей классов КРО общеобразовательной школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает взаимодействие в коррекционной работе других специалистов.

По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:

1. Протоколы заседаний консилиума.

2. Протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста).

3. Представления на учащихся.

4. Карта динамического развития ребенка (представления, выписка из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программа комплексного развития).

Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.

Подводя итог, можно констатировать, что совместная работа специалистов ПМП(к) по сопровождению детей с ЗПР в общеобразовательной школе должна быть организована так, чтобы в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Часто задаваемые вопросы

Общие сведения о ребенке

Дата рождения, возраст.

Для специалистов ПМПК имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения), об уровне образования родителей, их участии в воспитании и обучении детей, особенностях воспитания в семье, отношение родителей к проблемам воспитания и обучения ребенка, др.

В тех случаях, когда ребенок учится не первый год, характеристики даются каждый год отдельно, причем отмечаются особенности развития ученика за данный период, указывается по какой программе обучался ребенок. Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы, печать учреждения.

Необходимо указать дату поступления ребенка в школу, который год учится, в каких школах, классах учился, оставался ли на второй год, были ли длительные перерывы в обучении, по каким причинам.

Необходимы сведения об успеваемости ребенка по четвертям. Указание причин направления его на комиссию.

Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы, печать учреждения.

Состояние школьных знаний и навыков ребенка.

Этот раздел должен по возможности заключать ответ на вопросы: что усвоил ребенок из пройденного материала по чтению, письму, математике и что затрудняло его при усвоении материала.

Как относится ребенок к своим неудачам в обучении: безразлично или тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения, становится пассивным, как реагирует на оценку своей работы.

Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей: усиленный контроль или помощь при выполнении классных занятий; облегченные домашние задания; индивидуальные в процессе фронтальной работы с классом; дополнительные занятия в школе после уроков; дополнительные задания на дом; указания родителям о помощи ребенку при подготовке уроков и т.п.

Какие результаты были при этом достигнуты: улучшилась ли успеваемость, удалось ли преодолеть затруднения, научился ли самостоятельно работать, насколько продвинулся ребенок в усвоении школьных навыков и за какой период времени были получены сдвиги.

Работоспособность и поведение ребенка в классе.

В этом разделе характеристики должны быть указаны и освещены следующие вопросы:

· Понимание ребенком требования учителя.

· Участие в работе класса.

Может ли ученик активно, целенаправленно работать, выполнять предъявленные к нему требования, следить за ходом урока, отвечать на вопросы, задавать вопросы учителю, в случае непонимания.

· Состояние работоспособности.

Эти вопросы должны быть освещены в каждой характеристике. Обратите внимание на то, как ребенок работает, заинтересован ли он в выполнении задания, целенаправлен ли он, стремится ли довести работу до конца. Усидчив ли в работе или легко отвлекается. Проявляет ли при преодолении трудностей настойчивость. Работает быстро или замедленно. Быстро утомляется и как проявляется утомление. Становится возбужденным. Наблюдаются ли резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, года.

Общая характеристика личности ребенка.

Очень ценно, если учитель может помимо своих наблюдений в классе, дать некоторую общую характеристику ребенка, указав на общее развитие, ориентировку в окружающем, его интересы, особенности характера.

О жизни вне школы мы узнаем или со слов родителей или самого ребенка. В то же время наблюдения учителя в этом направлении могли бы дать очень многое.

Основные трудности в процессе обучения ребенка (заключение учителя).

В данном разделе педагог должен указать основные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения (не может списывать, копировать, не пишет на слух, не может сливать в слоги, испытывает серьезные трудности в элементарных вычислениях, не понимает хода решения задач, с трудом сосредотачивается на задании, постоянно отвлекается, и т.д.)

Самостоятельно по слуху писать не может, но списать с книги может правильно. Может запомнить, только опираясь на зрительную память.

Учебный материал доступен, но мальчик не может сосредоточиться и поэтому не успевает.

При объяснении материала очень внимателен, старателен, но освоить задание не может.

Вместе с характеристикой школа может направить на медико-педагогическую комиссию контрольные работы, тетради, рисунки и т.п. Если ребенок повторно направлен на ПМПК, необходимо отразить соблюдались ли рекомендации ПМПК, если не соблюдались, то по какой причине.

Формализованные характеристики с включёнными позициями для подчёркивания, как показала практика, для ПМПК недопустимы так как не передают индивидуальность ребёнка и малоинформативны.

Вопрос: Что необходимо прописывать в заключении, рекомендациях консилиума?

В заключении психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации должно быть отражено, справляется ли ребёнок с программой, по которой он обучается. Необходимо предоставить представления специалистов школы с рекомендациями о необходимости сопровождения специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом).

Вопрос: Как подготовить родителей к посещению ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.

В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.

При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.

Продолжительность обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приема может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение.

После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Приведенный ниже протокол заседания консилиума отражает специфику взаимодействия специалистов, позволяет рассмотреть на примере конкретного ученика процесс построения индивидуальной комплексной программы развития и коррекции. Следует отметить, что обследование и последующая работа специалистов проводится с письменного согласия родителей ребенка, в некоторых случаях в присутствии мамы.

Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума: «Составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.»

Повестка: составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.

Присутствовали: зам. директора по экспериментальной работе – председатель консилиума, зав. диагностико-консультативной лабораторией школы, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, психиатр, учитель начальных классов (классный руководитель).

Заслушали: выступления специалистов, наблюдающих учащегося, учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ психиатра

Краткие сведения об учащемся: трудности поведения Павла Я. в школе отмечались с начала обучения. С первого класса учащийся был переведен на надомное обучение. Со второго и по настоящее время обучается в условиях системы КРО, состоит на диспансерном учете.

В настоящее время остается двигательно расторможенным, раздражительным, аффективно возбудимым, нарушает дисциплину в классе. Невнимателен, внимание привлекаемо с трудом на короткое время. Быстро истощается.

Ребенок от I нормально протекавшей беременности, роды на сроке 36 недель, родился с обвитием пуповины вокруг шеи, закричал не сразу.

Раннее развитие своевременное, речевое развитие с задержкой. С 1,5 - 2 лет стал беспокойным, непослушным, чрезвычайно подвижным. Играть целенаправленно мог только при участии взрослых. С 3-х лет поступил в ДОУ, где быстро адаптировался. В 4 года в связи с задержкой развития был переведен группу для детей с ЗПР. Отмечалась неровность поведения, ребенок не подчинялся требованиям воспитателей, были конфликты с детьми. Мать заметила, что поведение сына изменилось после развода с мужем, отцом ребенка (возраст 3,5 года). На ситуации развода свое внимание ребенок не фиксировал, о папе спрашивал редко, но стал непослушным, грубым, общаться с ним становилось все тяжелее.

Наблюдался невропатологом с рождения, были выявлены изменения на ЭЭГ, получал лечение и получает терапию до настоящего времени. Проходил лечение амбулаторно и в стационаре.

В настоящее время результаты ЭЭГ в пределах нормы, ЭХО-ЭГ – норма. В клинической картине имеет место задержка психоэмоционального развития, в структуре которой преобладает выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с расстройствами психопатоподобного круга (повышенная аффективная возбудимость, конфликтность, драчливость, двигательная расторможенность). Лечение получает.

Главная > Решение

Направления деятельности ПМПК

    Экспертно-диагностическая
    Комплексная, всесторонняя динамическая оценка нарушений в развитии, препятствующих развитию детей и реализации по отношению к ним процесса образования Определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии (особенности отклонений и резервных возможностей развития; возрастные особенности развития; темп развития; интересы; способности; «социальная ситуация развития») Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии (тип, вид ОУ; образовательная программа; форма получения образования; условия получения образования) Направление детей с отклонениями в развитии для консультации в учреждения других ведомств, для обеспечения им сопутствующей или основной помощи вне системы образования Оформление коллегиального заключения на ребенка, рекомендаций по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи вне системы образования.
      Консультативное
    Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК Консультирование лиц, представляющих интересы ребенка с отклонениями в развитии (родители; законные представители; педагогические, медицинские, социальные работники и др.)
      Сопровождение
    Отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК, на основе прогноза развития и адаптации в системе образования, в соответствии с данными рекомендациями Отслеживание результатов деятельности самой ПМПК (соответствие прогноза развития с фактической его динамикой) интегрирование личности ребенка в социальную и образовательную среду, обеспечение его психологической, педагогической, медицинской поддержки и содействие ребенку в проблемных ситуациях
      Аналитическое
    Профессиональный анализ каждым специалистом «входящей» информации и результатов обследования ребенка на ПМПК Формирование базы данных, необходимой для обеспечения деятельности системы ПМПК на всех уровнях:
- о детях с отклонениями в развитии, прошедших через ПМПК - об учреждениях системы образования, здравоохранения, соц. защиты, в которые может направляться ребенок с отклонениями в развитии на территории района - об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи
    Анализ деятельности ПМПК (собственной, ПМПк ОУ – по запросу) Разработка предложений по совершенствованию помощи детям, имеющим проблемы в развитии и образовании, и развитию системы учреждений, оказывающих помощь
      Организационно-методическое
    Координация деятельности системы ПМПК района (взаимодействие всех составных звеньев системы и связей с организациями и учреждениями других ведомств на территории района) Профессиональная экспертиза предшествующей работы с ребенком, поступившим на ПМПК (в форме предложений) Внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.). Организация разнообразных форм методической работы (совещания, семинары, мастер-классы и т.д.)
      Информационно-просветительское
    Организация и участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения и профессионалов с использованием различных форм и средств.
  1. Порядок открытия и финансирование ПМПК

Возможны 2 варианта открытия и организации деятельности ПМПК.

5.1. Вариант 1

5.1.1. ПМПК создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму ПМПК.5.1.2. Учредительными документами ПМПК являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании.5.1.3. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием.5.1.4. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. ПМПК проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».5.1.5. Для осуществления деятельности ПМПК выделяются помещения, современные технические и транспортные средства, необходимое оборудование, специальная научная, диагностическая и методическая литература и пособия.5.1.6. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.5.1.7. Финансирование ПМПК осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами. Нормативы финансирования ПМПК устанавливаются с учетом годовой нагрузки специалистов не менее 500 обследований детей и подростков с отклонениями в развитии в год. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и/или абсолютных размеров финансирования учреждения за счет его учредителя (учредителей).5.1.8. Финансовые средства ПМПК находятся в его распоряжении и изъятию не подлежат. Право распоряжения этими средствами на цели, предусмотренные уставом, принадлежат заведующему ПМПК или руководителю ППМС-центра, стируктурным подразделением которого является ПМПК.5.1.9. ПМПК принадлежит право собственности на:

    денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5.2. Вариант 2

5.2.1. ПМПК является структурным подразделением центра для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи (ППМС-центр).5.2.2. ПМПК с момента регистрации ППМС-центра приобретает право на ведение диагностико-консультативной деятельности, пользуется печатью, штампом, бланками с наименованием Центра.5.2.3. ППМС-центр создаётся учредителем и регистрируется в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.5.2.4. Учредителем Центра являются органы местного самоуправления (управление образования муниципалитета).5.2.5. Право на ведение образовательной деятельности и получения льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у Центра с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Министерством образования и науки РФ, а также типовым положением о ПМПК 1976 рекомендован 1 вариант (ПМПК как самостоятельное юридическое лицо). Но опыт регионов показал, что при открытии ПМПК как самостоятельного юридического лица специалисты соответствующих профилей автоматически выводятся из профессионального правового поля (врач, педагог, педагог-психолог уже не могут рассчитывать на соответствующие права и льготы, касающиеся их коллег, например, получение пенсии за выслугу лет, продолжительность отпуска и т.д.). В связи с этим в Новосибирской области рекомендована организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра.

  1. Управление работой ПМПК. Оплата труда.

6.1. Общее руководство ПМПК возлагается на директора Центра, структурным подразделением которого является комиссия (ПМПК, как структурное подразделение ППМС центра или как самостоятельный ППМС центр, профилированный на функции ПМПК).6.2. Непосредственное руководство осуществляется председателем ПМПК.6.3. Председатель ПМПК несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за комплектование ПМПК квалифицированными кадрами работников.6.4. Председатель организует работу ПМПК и несет ответственность за организацию ее деятельности.6.5. Деятельность ПМПК по административной линии курирует специалист в отделе муниципальных органов управления образованием, который обеспечивает координацию деятельности ПМПК с остальными элементами службы ППМСиП обеспечения образования муниципалитета (района).6.6. Отношения между специалистами ПМПК и работодателем регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.6.7. Оплата труда специалистов ПМПК и продолжительность отпусков соответствуют повышенным нормативам образовательных учреждений коррекционного характера для работников психолого-педагогического профиля и государственных лечебных учреждений психиатрического профиля для медицинских работников.6.8. Заработная плата (должностные оклады) работников устанавливаются на основе ЕТС по оплате работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями. Виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера определяются в пределах фонда заработной платы.
  1. Организация работы ПМПК

7.1. Обследование детей ПМПК на муниципальном уровне осуществляется по направлению ПМПк образовательных учреждений в диагностически сложных и конфликтных случаях, по инициативе родителей (законных представителей), а также по инициативе специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты.7.2. В случае инициативы со стороны сотрудников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты должно быть получено согласие родителей (законных представителей). Согласие родителей подтверждается письменным заявлением, отдельно прописывается согласие на обследование психиатром.7.3. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). При необходимости прием может быть анонимным (только в режиме консультации).7.4. Обследование ребенка на ПМПК осуществляется специалистами индивидуально и (или) коллегиально, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами и зависит от индивидуально-типологических особенностей обследуемого.7.5. Обследование детей-сирот целесообразно проводить на базе учреждения, в котором они воспитываются. Дети с нарушением слуха и зрения обследуются на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений с участием сурдолога и офтальмолога7.6. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с содержащимися в нем рекомендациями, с учетом мнения каждого специалиста. Коллегиальное заключение состоит их двух частей: собственно заключения и рекомендаций. Заключение является документом, подтверждающим право детей и обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования.7.7. В ПМПК ведется следующая документация:
    журнал первичного учета детей, обратившихся в ПМПК; алфавитная книга; журнал учета детей, прошедших обследование; аналитические материалы; список специалистов ПМПК, их должностные инструкции; расписание работы.
7.8. Заключение ПМПК является основанием для зачисления ребенка (только с согласия родителей или законных представителей) в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.7.9. В диагностически сложных случаях специалисты ПМПК направляют ребенка в ГОПМПК областного уровня или информируют родителей (законных представителей) о других возможностях получения помощи.7.10. Продолжительность рабочего времени для специалистов ПМПК устанавливается в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" – не более 36 часов в неделю.7.11. На первичный прием одного ребенка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономических), на повторный прием - один час. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.7.12. Специалисты ПМПК по запросу образовательных учреждений выезжают для обследования детей по месту жительства. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе.
  1. Родители (законные представители)

8.1. Родители (законные представители) имеют право:
    защищать законные права и интересы детей; присутствовать при диагностико-консультационном обследовании ребенка.
8.2. Предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК следующих документов:
    свидетельство о рождении ребенка (предъявляется); копия коллегиального заключения психолого-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, копии заключений специалистов ПМПк; подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, психиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос соответствующим медицинским специалистам); педагогическое представление (характеристика); письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
8.3. Родителям (законным представителям) выдается заключение ПМПК с рекомендациями (в данном заключении не указывается клинический диагноз).8.4. Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно подростков старше 14 лет. При этом ПМПК гарантирует соблюдение прав подростка и, в случае необходимости, их защиту.8.5. Зачисление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу производится только с согласия родителей (законных представителей).8.6. В конфликтных случаях заведующий ПМПК информирует родителей (законных представителей) о праве обращения в ГОПМПК областного уровня.

Организационно-методические документы ПМПК

    Документы, необходимые для представления ребенка на ГОПМПК

    Направление ребенка на ПМПК.

    Документы (или заверенные копии), удостоверяющие личность ребенка и сопровождающего ребенка родителя (законного представителя).

    Доверенность, если не родители представляют ребенка на ПМПК.

    Заключение участкового (районного) психиатра.

    Протокол районной пихолого-медико-педагогической комиссии.

    Заключение областного психоневрологического диспансера обязательно, если ребенку исполнилось 12 лет.

    Медицинская карта развития ребенка (или выписка лечебно-профилактического учреждения из истории развития ребенка с осмотром: психиатра, невролога, окулиста, лор-врача). При необходимости: сурдолога, ортопеда, хирурга.

    Психолого-педагогическое представление на ребенка (или педагогическая характеристика).

    Заключение логопеда об уровне речевого развития ребенка.

    Табель успеваемости.

    Тетради по русскому языку, математике (рабочие и контрольные), рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Договор о взаимодействии государственной областной психолого-медико-педагогической консультации (ГОПМПК)

и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ГОПМПК и (городской, районной) ПМПК __________________________________________________

(ПМПК города, ПМПК областного района, наименование)

ПМПК обязуется:

ГОПМПК обязуется:

1. Своевременно выявлять и направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ГОПМПК с целью определения образовательного маршрута и в следующих случаях: - при возникновении трудностей диагностики - в спорных и конфликтных случаях; -при отсутствии условий для оказания необходимой психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ГОПМПК: - о количестве детей, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; - о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированнуюпсихолого-медико-педагогическую помощь в рамках (города, района области); - об эффективности реализации рекомендаций ГОПМПК и динамике развития обследованных детей два раза в год в срок до 20 мая и до 20 декабря текущего учебного года (сопровождение). 3. Информировать родителей (законных представителей) об их правах в случае несогласия с решением ПМПК. 1.Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению (городской, районной комиссии) с последующим информированием о результатах обследования. 2.Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами ГОПМПК и специалистами (городской, районной) ПМПК; 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследования на ПМПК. При необходимости консультировать специалистов работающих с этими детьми и вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей (законных представителей): - об их правах в случае несогласия с решением ГОПМПК; - об учреждениях (образовательных, здравоохранения, социальной защиты населения) региона для оказания помощи в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Председатель (городской, районной) ПМПК_____________________________/________________/

(ФИО, подпись)

Заведующий(ая) ГОПМПК_____________________________/________________ (ФИО, подпись)

Дата подписания договора «______»__________________ 200 г.

Заключение ПМПК №______

______________________________________________________________

(наименование учреждения, адрес, факс)

Дано ________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Место жительства_____________________________________________________________

Дата обследования_____________________________________________________________

Коллегиальное заключение специалистов________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

М. П. Заведующая ПМПК

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Отрывной корешок

Информация об устройстве ребенка в соответствии с рекомендациями

(заполняется руководителем МОУ, отправляется в ПМПК)

Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________

Дата прохождения ПМПК, № протокола__________________________________________

Фактически___________________________________________________________________

№ школы, класс_______________________________________________________________

Дата поступления в МОУ/ изменения программы,

№ протокола__________________________________________________________________

М.П. Директор школы

ПРОТОКОЛ ПМПК

Дата обследования_______________________ Регистрационный № _________________

Информация о ребенке: 1. Ф. И. О. _________________________________________________________

2. Дата рождения __________3. Адрес_____________________________________________________ 4. Кем направлен на консультацию (р/психиатр, РПМПК, ГПНД, ОПНД), дата обследования _____ DS: __________________________________________________________________________________ 4. Где обучается (воспитывается), история обучения_________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Сведения о родителях: Отец:возраст_____, образование_____________, место работы___________ Вредные привычки: (злоупотр.аlc, наркомания), МЛС, ЛРП. Наследственность: отягощена (да, нет)__ Мать: возраст_______ образование________________, место работы ____________________________ Вредные привычки: (злоупотр.аlc, наркомания), МЛС, ЛРП. Наследственность: отягощена (да, нет) Состав семьи:________детей_____________________________________________________________ Анамнестические данные: 1.Беременность (по счету)______, течение беременности______________ _______________________________________________________________________________________ 2. Роды по счету______, срок родов______нед, особенности протекания родов__________________ _______________________________________________________________________________________ Вес ребенка при рождении ______гр, Оценка по шкале АПГАР_______ баллов ходит с______ мес. Раннее речевое развитие: слово с _______мес, фраза с ______лет. 3. Куда переведен после р/д: выписан домой, переведен в стационар__________________________ _______________________________________________________________________________________ 4. DS:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Результаты медицинского обследования: Соматическое состояние_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ DS невролога, МКБ 10 __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение медико-генетической консультации (при необходимости) _________________________ ______________________________________________________________________________________ Заключение отоларинголога _____________________________________________________________ Заключение офтальмолога _______________________________________________________________

Осмотр невролога

Жалобы:__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Объективно: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Неврологическикй статус Венозная сеть на голове выражена (да, нет)_____________________ЧМН: зрачки равные D S симметричны (да, нет). Глазные щели D S симметричны (да, нет). Движение глазных яблок (в полном объеме, ограничено)_________________________. Косоглазие (да, нет)________ Нистагм (да, нет)_______. Реакция зрачков на свет: _______. Конвергенция и аккомодация: ___________ Лицо симметричное (да, нет) _________________________________________________________________ Язык по средней линии; девиация ______________________. Тонус: достаточно во всех группах мышц, снижен в мышцах в/плечевого пояса, нижних конечностях, повышен______________________________ Сила мышц: ______________________________________________________________________________ Сухожильные рефлексы: в верхних конечностях повышены, живые, снижены, отсутствуют D S ______ в нижних конечностях повышены,живые,снижены, отсутствуют D S ____________________________ __________________________________________________________________________________________ Патологические рефлексы:__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Чувствительность: сохранена, снижена, повышена. В позе Ромберга устойчив (да, нет). ПНП выполняет уверенно, промахивается ____________________________________________________ DS:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: __________________________________________________________________________________________

Осмотр психиатра

На приеме: осмотрен(а) с добровольного согласия и в присутствии:___________________ _____________ Из анамнеза: _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Жалобы: __________________________________________________________________________________ Психический статус: _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ DS:_______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: ____________________________________________________________________________

Психологическое обследование

_________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты логопедического обследования

Родной язык в семье____________ Занятия с логопедом _________________________________________

(где занимался, достигнутый результат)

Связнаяречь_______________________________________________________________________________ Звуковая сторона речи______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Словарный запас__________________________________________________________________________ Грамматический строй речи_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Письмо____________________________________________________________________________________ Чтение____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Особенности речи, связанные с заиканием_____________________________________________________ Заключение:________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты педагогического обследования

Знания и навыки по программному материалу ДОУ (школы)_______________________________________ __________________________________________________________________________________________ Знания и представления об окружающем мире__________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Ориентированность в пространстве и времени___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
Знания по русскому языку, чтению (литературе) ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Знания по математике ______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По другим предметам________________________________________________________________________ Обучаемость, способы выполнения заданий ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Отношение к обучению ______________________________________________________________________ Навыки социально-бытовой адаптации_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Заключение: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

Похожие публикации