Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы. Пути формирования дисциплинированности у воинов вс рф О проявлении качества

Высокая воинская дисциплинаявляетсяоднимиз решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Один из видных русских военных теоретиков М.И. Драгомиров подчеркивал, что "воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...".

Вся героическая история отечественных вооруженных сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Ныне роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают. Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащения коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых возможностей происходит процесс углубления специализации армейского и флотского труда, усложняются характер воинской деятельности, задачи боевой подготовки, растёт индивидуальная роль каждого из воинов и его ответственность в ходе боя.

Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, написанных кровью, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую и т.п.


Воинская дисциплина соответствует предназначению Вооруженных Сил, характеру и условиям их деятельности. Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказа­ми командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослу­жащего:

Быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

Выполнять свой воинский долг умело имужест­венно, добросовестно изучать военное дело, беречь воен­ное и государственное имущество;

Стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

Быть бдительным, строго хранить военную и госу­дарственную тайну;

Поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, кре­пить войсковое товарищество;

Оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствияи воинской вежливости;

С достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недос­тойных поступков, содействовать защите чести и достоин­ства граждан.

В этих глубоких и четких уставных положениях отражается весь спектр требований к воину со стороны государства, народа. Глубокое понимание всеми воинами общественной значимости своего ратного труда, важности точного и строгого выполнения уставных требований, приказов командиров делает воинскую дисциплину особенно прочной. История нашей армии и флота богата героическими подвигами. Если проанализировать истоки любого из них, то легко увидеть, что в основе их были глубокая осознанность действий, стремление честно до конца выполнить свой воинский долг, приказ командира.

На одной из подводных лодок - первенце отечественного атомного флота в ходе учений в океане случилась авария реакторной установки.

Создалось критическое положение. Только работа непосредственно в реакторном отсеке при высоком уровне радиации могла спасти лодку и экипаж. И команда добровольцев (капитан-лейтенант Ю. Повстьев, лейтенант Б. Корчилов, главный старшина Б. Рыжиков, старшина 1-й статьи Ю. Ордочкин, старшина 2-й статьи Е. Кашенков, матросы С. Пеньков, Н. Савкин, В. Харитонов), зная что их ждет, жертвуя собой во имя спасения экипажа и корабля, шагнула в отсек. "Борис, знаешь на что идешь?" спросилкомандиру лейтенанта Корчилова. "Знаю, командир, но другого выхода не придумаешь", - ответил тот. Они выполнили поставленную задачу. Корабль был спасен, но, получив огромные дозы радиации, ни один из них не выжил. Какая сила руководила поступками этих людей? Высочайшее чувство долга, верность Военной присяге и личная ответственность за судьбу корабля и своих товарищей. Не пустые слова.

"Военная организация, - писал М.В. Фрунзе, - это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений..."

Душой воинской дисциплины является повиновение, то есть беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. Воинские уставы подчеркивают, что начальник имеет право отдавать приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять их. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением. Потому исполнительность - важнейшее требование дисциплины. Особенно в боевых условиях.

В бою все построено на исполнительности каждого воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном выполнении каждым своих обязанностей. Малейшее нарушение установленного порядка, плана действий может привести к невыполнению задачи. Подтверждением тому может служить один из эпизодов минувшей войны. Однажды группа разведчиков была высажена в тыл противника с целью наблюдения. Морские пехотинцы получили при­каз не обнаруживать себя и лишь в крайнем случае, если соседи окажутся в тяжелом положении, принять удар на себя. Несколько суток разведчики находились в тылу вра­га. Все шло по плану. Вдруг они заметили группу фашистов, беспечно идущих по лощине. Решили ее уничтожить. Гитлеровцы были перебиты, собраны документы, оружие. Потерь в своих рядах не было. Вернувшись, разведчики рассчитывали на похвалу, а вместо нее командир группы получил взыскание. За что? За нарушение дисциплины, за то, что группа не пунктуально, не до конца выполнила свою задачу. Группа обнаружила себя. Тем самым было сорвано выполнение задачи второй группой. Противник начал поиск, обнаружил вторую группу, которая была вы­нуждена вернуться на свою базу.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает проявления разумной инициативы, находчивости. Более того, уставы обязывают военнослужащего в сложных си­туациях смело принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, искать выход из трудного положения. Однако следует всегда помнить, что приказ командира имеет для военнослужа­щего силу закона. В суровую военную пору родилась солдатская поговорка: "Можно умереть, но нельзя не вы­полнить приказа". С полным основанием можно сказать, что и в мирное время строгое и точное выполнение при­каза командира является первой солдатской и матросской заповедью.

Каждый солдат и матрос обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины немыслима высокая боевая готовность подразделения, части, корабля. Развитие спо­собов боевых действий, наличие сложнейших коллектив­ных систем оружия и боевой техники, требующих строго согласованных, последовательных действий, усиливают личную ответственность каждого воина за выполнение своих обязанностей, приказов и распоряжений команди­ров. Чтобы обеспечить выполнение боевой задачи в этих условиях, нужны быстрые и четкие действия каждого члена экипажа или расчета, умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам коллектива.

К примеру, стартовый расчет ракетной установки при подготовке ракеты к пуску должен выполнить более сотни последовательных операций. Пропуск или небрежное вы­полнение лишь одной из них может существенно повлиять на своевременность и точность пуска. Современные атом­ные подводные, лодки могут находиться в плавании по несколько месяцев. У каждого члена экипажа есть свои конкретные обязанности, от грамотного выполнения кото­рых зависит успешное решение поставленной задачи. Та­кими же ответственными представляются действия номе­ров расчетов артиллерийских орудий, экипажей танков, БМП и др. Все это требует усиления внимания к качест­венным характеристикам дисциплины военных специали­стов: точности, четкости, пунктуальности, грамотности ис­полнения операций.

В современных условиях наряду с возросшим значе­нием общего воинского порядка и организованности не­измеримо повысилась роль таких важнейших условий боеспособности, как дисциплина боевого дежурства, ко­гда от личного состава требуется наивысшее напряжение духовных и физических сил, дисциплина времени, дисци­плина полетов, дисциплина грамотной эксплуатации бое­вой техники и т.п.

Говоря о дисциплине времени, важно отметить, что фактор времени ныне имеет исключительное значение для боевой готовности. Если в прошлом на приведение войск в боевую готовность отводились продолжительные сроки, то теперь огромные скорости полета ракет и самолетов ограничивают это время до считанных минут, а то и секунд. Вот почему при выполнении учебно-боевых задач и нормативов ведется непрерывная борьба за выигрыш каждой секунды, за быстроту и точность действий каждого воина.

Большое значение в современных условиях имеет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники. Она включает в себя высокую культуру и своевременность ее обслуживания, четкие и умелые действия в ходе регламентных работ, настройки и регулировки аппаратуры. Даже малейшее отступление от требований инструкций и наставлений, правил ее эксплуатации может привести к выходу из строя сложной боевой техники.

Значительно возросшие возможности современного оружия и боевой техники повысили причастность рядовых воинов к решению крупных и ответственных задач, под­няли роль и значение самостоятельности каждого из них. Воинская дисциплина, соблюдение уставных требований в любой обстановке позволяет воинам научиться концен­трировать свои духовные и физические силы на преодо­лении трудностей, воспитать в себе высокие морально-психологические и боевые качества, способствующие вы­полнению любой поставленной задачи.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство, боевую службу. Здесь как нигде нужны наивысшая степень организованности, строжайший порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд.

Не менее ответственным представляется несение внутренней и гарнизонной служб. Несение караульной службы по охране и обороне важных объектов и в мирное время является выполнением боевой задачи. Правила караульной и вахтенной служб имеют силу закона, а их исполнение обязательно для каждого военнослужащего. Устав обязывает часового самоотверженно нести службу. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить часового покинуть свой пост. В любом случае он обязан сделать все, чтобы обеспечить его охрану и оборону.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид - на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность - это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их - первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходим внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы - умение управлять собой в соответствии с устав­ными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность - это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности высту­пает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоя­тельно оценивать и контролировать выполнение требова­ний воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на дол­гие часы остаются наедине, и только самодисциплина ру­ководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и уст­ранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов соз­нательного отношения к выполнению уставных требова­ний, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), под­тягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить нега­тивные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава - научно обос­нованный вывод о наиболее целесообразном, отвечаю­щем интересам боевой готовности решении того или ино­го вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую сте­пень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечива­ет постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являют­ся выполнение распорядка дня, организация боевой уче­бы, службы суточного наряда, несение караульной и гар­низонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, ор­ганизация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помеще­ниях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка спо­собствует постепенному формированию у воинов дисцип­линированности и исполнительности. Очень образно напи­сал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дис­циплина, постоянное поддержание образцового внутрен­него порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали един­ство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусып­ную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой тех­никой, повседневно повышать политическую сознатель­ность".

Важное значение для формирования дисциплиниро­ванности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать гру­бости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уста­вов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заме­нить своего товарища у орудия, ракеты, механизма ко­рабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха - это важные слагаемые высокой дисциплиниро­ванности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых вои­нов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Од­нако есть еще коллективы подразделений, где старослу­жащие относятся к молодым воинам "свысока, стараясь подчеркнуть свое превосходство, перекладывая на них выполнение отдельных обязанностей. Такое отношение к молодым воинам чуждо нашей воинской этике, оно про­тиворечит уставным требованиям, сложившимся традици­ям. Недостойное поведение, высокомерное отношение старослужащих к молодым солдатам и матросам должно встречать повсеместное осуждение. Любой случай неус­тавных взаимоотношений заслуживает суровой принципи­альной оценки со стороны дисциплинированных воинов. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в сво­их рядах даже малейших отклонений от уставного поряд­ка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и раз­вивается в процессе армейской и флотской службы. Каж­дый военнослужащий должен понимать, что формирова­ние дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Рас­ширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вы­рабатывая навыки и умения уставного поведения, совер­шенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос са­мостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинирован­ного поведения, привыкания к требовательности команди­ров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накаплива­ется служебный опыт, устанавливаются прочные взаимо­отношения в воинском коллективе, у него появляется оп­ределенный авторитет среди сослуживцев, нарабатывают­ся убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап - этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходи­мые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля чело­века становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисципли­нированного поведения каждого воина.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не толь­ко на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид и т.п., т.е. на все, что мы называ­ем дисциплинированностью воина. В дисциплинированности, как в зер­кале, отражаются высокая сознательность воина, его внутренняя собран­ность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защит­ника Отечества. Дисциплинированность характеризуют внешние показатели и внут­ренние позиции. Внешние показатели: строгое соблюдение воинского порядка; точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; добросовестное несение службы; бережное отношение к боевой технике и ору­жию, грамотное их использование при реше­нии учебно - боевых и служебных задач; образцовый внешний вид. Внутренние позиции: убеждение в необходимости и целесообраз­ности воинской дисциплины; знание уставов и наставлений, требований военной службы; умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;)навыки и привычки дисциплинированного поведения; самодисциплина. Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Бывает и так, что воин соблюдает определенный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушение последует строгое наказание. Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более издается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности. Основные направления в работе командиров и офицеров-воспитателей в первую очередь состоят в умелом руководстве деятельностью и поведением военнослужащих; поддержании уставного порядка а подразделении; самовоспитание дисциплинированности; эффективной воспитательной работе; заботе о здоровом морально-психологическом климате в коллективе. Однако практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, если воины еще до призыва заботились о воспитании у себя дисциплинированности. Наличие такого качества помогает молодым солдатам (матросам) быстрее войти в воинский коллектив, освоить новые для себя обязанности. С чего же следует начинать воспитание у себя дисциплинированности, как готовиться к службе в армии? Прежде всего, важно научиться четко, соблюдать правила, действующие в тех коллективах, где вы учитесь или работаете. Важно приучить себя прислушиваться к советам учителей, родителей, почитать старших, понимать товарищей, уметь проявлять такт, выдержку, уравновешенность. К сожалению, анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влиянием неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. У немалой части призывников имеются приводы в милицию, отрицательные характеристики с места работы или учебы. Как следствие этого - в армии тяжело приходится именно таким воинам. Большую помощь может оказать самовоспитание дисциплинированности. Надо чаще задавать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне учителя, родители? К чему они в основном сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, что причины кроются в личной неорганизованности, поверхностном знании учебного материала, неумении заставить себя добросовестно выполнять те или иные обязанности. «А может, попробовать как-то перестроиться?» Если юноша задается этим вопросом, значит можно говорить о явлении «педагогического резонанса», т.е. усилия наставников нашли отклик в его душе. Важно, чтобы каждый понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность. При этом нельзя забывать о развитии самосознания, которое играет важнейшую роль в регулировании собственного поведения. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны самооценка и самоанализ. Самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к стоящим задачам. Как развить способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам старших, родителей, товарищей, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в школе, классе, трудовом коллективе. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной человек невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и, соответственно, осуждает или одобряет свои действия, поступки. Большую роль здесь также играют произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы. В последнее время большое значение приобретает Интернет (особенно социальные сети) и то воздействие, которое он оказывает на молодого человека. Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение человеком своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Просто констатация – «хорош я или плох» - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, чем плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет комплексовать, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы. В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму установленных требований и норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Причем давно замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше она и у каждого его члена. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Порядок, организованность на работе, в школе, в быту активно влияют на их развитие.



В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих формированию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание их значимости становится мощным стимулом в работе над собой. Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности? Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т.д. Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Здесь возможна следующая последовательность: анализ и оценка качеств, навыков своего поведения; выработка установки на действие; проигрыш действия в уме; выполнение его по частям или в целом; самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества. Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проходит в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться такими приемами, как саморазъяснение, самодоказательство, самоопровержение, самокритика, самоутешение, самоосуждение. Самовнушение заключается в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием, например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «еще есть силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении. Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих определенным требованиям, устоявшимся понятиям о чести и долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Его выполнение стимулируется требовательным самоконтролем, самопобуждением, самоодобрением или самоосуждением. После выполнений задания важно оценить полученные результаты и свои действия, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач. В качестве вывода следует сказать, что формированию дисциплинированности во многом будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: понимание значения дисциплины и содержания дисциплинированности; формирование у себя положительных мотивов выполнения уставных требований; правильная оценка личной дисциплинированности, стремление к самосовершенствованию; потребность жить интересами коллектива, участвовать в его делах, способствовать его сплочении. В процессе самовоспитания важно постоянно помнить, что главное - не останавливаться в работе над собой, так как дисциплинированность - это не консервация своих положительных качеств, а непрерывный процесс сознательного их совершенствования и развития, процесс постоянного улучшения своего поведения в соответствии с требованиями уставов и изменяющихся условий службы. Это - постоянное чувство высокой ответственности и умелого решения сложных и подчас неожиданно возникающих задач. Упражнения в самовоспитании дисциплинированности позволят допризывникам выработать те качества, которые всегда высоко ценились в народе, лучше подготовить себя к службе в армии и на флоте. Дальнейшее формирование дисциплинированности будет проходить у воина в подразделении. Воинская служба открывает для этого большие возможности. Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами, подтягивает, дисциплинирует позволяет предупредить негативные явления в жизни воинских коллективов. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю. А. Гагарин: «За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность».

Дисциплинированность - важнейшее качество воина. Она обеспечивает успех в ходе мирной боевой учебы и победу в бою.

Вопросы выходного контроля. 1.Какое понятие вкладывалось в понятие «Дисциплина» в отечественной истории (кратко)? 2. Почему в современных условиях роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают? 3. Что является прямой обязанностью каждого воина и воинского коллектив в этих условиях? 4. Каким слагаемым боевой готовности является воинская дисциплина и во что она превращает воинские и флотские коллективы? 5. Что же такое воинская дисциплина? Каково ее содержание? 6. Что призвана регулировать воинская дисциплина? 7. Перечислите особенности воинской дисциплины (шесть положений). 8. Дайте современное определение воинской дисциплины. 9. На чём основывается воинская дисциплина? 10. К чему она обязывает каждого военнослужащего? (семь положений) 11. Что главное в дисциплине? 12. Почему необходимо беспрекословно повиноваться приказам и распоряжениям командиров? 13. Назовите показатели дисциплинированности: а) внешние (пять позиций); б) внутренние (пять позиций). 14.Назовите основные направления формирования и развития дисциплинированности. 15.С чего же следует начинать воспитание у себя дисциплинированности, как готовиться к службе в армии? 16. В чём заключается самовоспитание дисциплинированности? 17. В чём суть развития самосознания молодых воинов? 18.Что такое самооценка и как развить способность к самооценке? 19. Что такое самоанализ? 20.В чём суть самоконтроля? 21.Какие определяющие компоненты самосознания, способствующие формированию дисциплинированности Вы знаете? 22. В чём суть самоупражнения? (пять положений)? 23. Что такое самоубеждение? Какие приёмы самоубеждения Вы знаете? 24. Что такое самовнушение?25. Что такое самопринуждение? 26. Как и где будет происходить дальнейший процесс формирования дисциплинированности у воинов?

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах


Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.


2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы


На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение


Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература


1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

    Патриотизм как источник духовных сил воина. Верность воинскому долгу. Содержание и направленность патриотизма. Родина как территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается.

    Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях. Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

    ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ТЕМА: Патриотизм-источник духовных сил воина КУРСОВАЯ РАБОТА Исполнитель: слушатель 2 курса 1 факультета

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    Особенности военно-профессиональной деятельности. Социально-психологическая модель авторитета в воинском коллективе. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих. Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира.

    Что такое воинская дисциплина, на чем она основывается и чему обязывает. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

    с социально-психологической точки зрения Работа Л. Бызова “Военная дисциплина с социально-психологической точки зрения”, опубликованная в “Военно-педагогическом журнале” в 1920 году, сейчас, по-видимому, представляет интерес преимущественно как памятник военно-научной мысли п...

    Понятие воинских ритуалов, их функции, признаки, подготовка, значение, роль в формировании нравственного облика воина. Характерные черты воинских ритуалов приведения к военной присяге, вручения Боевого Знамени воинской части, вооружения и военной техники.

    1. Конституция РФ и другие законы, определяющие вую основу военной службы Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязаннос...

    Анализ практической работы офицерского состава, как фактора по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусью. Изучение сущности, значения и видов деятельности офицерского состава. Правовая тактика офицерского состава.

    Сущность боевой традиции, ее истоки и значение на современном этапе. Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России и их применение в армии сегодня. Патриотизм как неотъемлемая черта русского воина и основа героизма. Дружба в боевой готовности войск.

    Воинская дисциплина является составной частью социальной дисциплины. Подчинение государственной воле, выраженной в соответствующих юридических нормах, правовых актах. Нравственные принципы. Нормы и правила установленные в общественных организациях.

    нижегородский государственный технический университет Военная Кафедра Реферат Воспитательная работа в вооружённых силах и её влияние на психику воина в боевой деятельности

    Нравственная сущность воинской дисциплины, основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по ее укреплению в подразделении. Роль дисциплинарной практики в управленческой деятельности офицеров и работе по поддержанию правопорядка.

    Воинские традиции Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России. Воинский ритуал как исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний, их разновидности и огромная воспитательная роль.

    Задачи прохождения военной службы, ее особенности при введении чрезвычайного и военного положений. Правовое содержание Военной присяги. Порядок увольнения военнослужащих по контракту из рядов Вооруженных Сил. Исполнение обязанностей военнослужащими.

    Учебник «Военное право» Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. 2003г. Отсканировал Воткин В.А. Понятие юридической ответственности военнослужащих и виды Ответственность представляет собой сложное, многоплановое соци­альное явление. Можно говорить, в частности, о философских, право­вых, моральных и други...

    Билет 1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака. История создания Вооруженных сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением российского государства.

    ##### # ##### ##### ##### # # # # # # # # # # # # # # ##### # #### # ...

проведения беседы с личным составом

ТЕМА: «Дисциплинированность — важное качество личности воина».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _________

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

Литература:

Законы Российской Федерации » Об обороне”, » О статусе военнослужащих”, » О воинской обязанности и военной службе”.

Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Глава 1, ст. ст.1-29; Глава 2, ст. ст. 30-42. М.: Воениздат, 1994.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.

Полковник Аксенов А.Ф., кандидат исторических наук.

ХОД БЕСЕДЫ:

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономичестких и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга.

Помочь слушателям осознать предназначение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, Министра обороны РФ о необходимости укрепления воинской дисциплины, раскрыть ее сущность и возрастающее значение в современных условиях, нацелить слушателей на формирование у них высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам — такова цель занятия.

  1. Сущность и необходимость крепкой воинской дисциплины.

Дисциплина — это сложное и многоплановое социальное явление. Из различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию.

Воинская дисциплина, как этико-правовой институт, появилась с возникновением первого войска. Но идея дисциплины родилась не в армии, а в первобытной семье. Она вытекала из факта старшинства отца-родоначальника, патриарха. Армия приспособила готовую идею к своим потребностям и дополнила ее недостающими элементами.

Прежде, чем раскрывать сущность воинской дисциплины и ее содержание, следует показать, что подходы к ее понятию в истории изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В.Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В.Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма. М.И.Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал того, ”… кто повинуется и точно выполняет приказания”. Известный русский военный теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И на- оборот, отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: » Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

Руководителю группы следует обратить внимание слушателей на объективные факторы возрастания роли дисциплины в современных условиях. Среди них:

Во-первых, социальная значимость ратного труда военнослужащих. «Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.” — говорится в законе Российской Федерации «Об обороне”

Во-вторых, поступление на вооружение войск новейших видов оружия, прежде всего ядерного и высокоточного, требует от каждого военнослужащего высочайшей четкости и слаженных действий;

В-третьих, усложняется содержание воинской деятельности в нелегких современных экономических условиях страны;

В-четвертых, это международный фактор, связанный с основными вызовами и угрозами национальной безопасности России.

Подчеркивая значение совокупных действий указанных факторов возрастания роли воинской дисциплины, руководитель занятия акцентирует внимание слушателей на выводы о том, что крепкая воинская дисциплина и дисциплинированность воинов являются объективной необходимостью для Вооруженных Сил, основной их высокой боеготовности и обеспечивают нормальную жизнедеятельность армии, укрепление обороноспособности и безопасности государства.

В заключение рассмотрения первого вопроса следует сделать вывод, что в сущности и требованиях воинской дисциплины выражается воля народа, что ее безупречное выполнение является обязанностью и священным долгом каждого воина.

  1. Основные слагаемые дисциплинированности воина.

Приступая к изложению второго вопроса руководитель группы в ходе занятий подробно рассматривает текст Военной присяги, Закон Российской Федерации » О статусе военнослужащих » (его 3 раздел » Обязанности военнослужащих «), доводит до слушателей требования воинской дисциплины к каждому военнослужащему, изложенные в статьях 1,2,3 и 4 Дисциплинарного устава.

Руководитель группы акцентирует внимание слушателей на обязанностях по соблюдению требований воинской дисциплины и подчеркивает, что она основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Родины, на его беззаветной преданности народу и Отечеству.

Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.

Из чего слагается дисциплинированность воина?

  1. Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах.

Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления.

  1. Руководитель подчеркивает, что сегодня понятие «дисциплинированный” связывают с понятием «грамотный”, «знающий”, «умелый”. Знания, навыки, умения и привычки не только подкрепляют собой дисциплинированность, исполнительность и одновременно принимают на себя часть их функций.

Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.

Руководителю нужно далее показать, что в напряженной и опасной обстановке у воина, обладающего высоким мастерством, сохраняется тот уровень умений и навыков, который необходим для выполнения соответствующих действий. И наоборот, пока знания, умения и навыки воина находятся на низком уровне, всегда вероятно, что в сложной обстановке боя они будут разрушены и у воина появятся черты недисциплинированности, неисполнительности, паники. Поэтому точный и быстрый расчет, глубокое знание техники, уверенность в ней делают воина дисциплинированным и исполнительным в любых условиях учебы и боя.

  1. Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего — через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.

Убеждения — важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал «… дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение … найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.”

  1. Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.

Здесь руководителю группы необходимо привести примеры высокой дисциплинированности военнослужащих в Афганистане, Чечне, Таджикистане и других «горячих” точках.

Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).

Развертывая дискуссию, руководитель может сказать, что иногда некоторые воины, рассуждая о героизме, мужестве приводят факты, что вовсе не передовики — отличники, не » тихие » и исполнительные и дисциплинированные воины в решающий момент показывают высокие морально-боевые качества. Затем руководитель просит высказаться одного — двух слушателей по данному суждению.

Подводя итог дискуссии, следует сказать, что ссылки на геройство и удаль «лихих воинов” недостоверны. Они отражают исключения из правил. Нельзя, конечно, полностью отрицать возможность того, что воины, не отличающиеся дисциплинированностью, в определенных условиях способны совершить верный и храбрый поступок. Даже самый нерадивый воин не лишен способности к смелому действию.

Необходимо показать разницу между дисциплиной как внешним соблюдением воинского порядка и дисциплиной как внутренним качеством человека, выражающимся в потребности действовать в интересах выполнения учебной и боевой задачи. Дисциплинированность — это высшее понимание необходимости поступать мужественно, стойко переносить тяготы военной службы, решительно действовать как этого требуют конкретные условия.

Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.

Руководителю занятий здесь уместно сравнить акт насилия над сознанием личности — действия в годы второй мировой войны японских летчиков — камикадзе, у которых в качестве мотивов поступка выступают фанатическая вера в божественную миссию императора, и сознательное самопожертвование во имя свободы и независимости Родины советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Здесь уместно привести слова из письма к сыну известного героя Великой Отечественной войны капитана Масловского, которое было написано перед уходом на задание: » Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь… Отказываться от такого задания я не собирался, наоборот, горю в желанием… скорее приступить к его выполнению. В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой: какие силы помогут мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и патриотический долг. Правильно говорят: «От дисциплины до героизма — один шаг.”

Руководитель поступит методически правильно, если в ходе занятий зачитает некоторые письма фронтовиков, поинтересуется, какие чувства они вызвали у слушателей. (Для этой цели хорошо использовать книги «Великая Отечественная в письмах. М.: Политиздат, 1983; Езерский Ф.С., Федоров В.И. Письмо с фронта Л.: Лениздат, 1986).

Завершая эту часть рассказа о мотивах и поступках, руководитель подчеркивает, что готовность к подобным действиям всегда сродни исполнительности и дисциплинированности. Мотивом поступка и будет являться проявление дисциплины, не знающей уступок и компромиссов. Это проявление осознанной, внутренне принятой воином необходимости повиноваться долгу, приказу, уставу.

Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.

Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов — самовоспитание и самодисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д.

Говоря о сути воинской чести и доблести важно раскрыть, в чем конкретно она выражается. Руководителю следует прежде всего остановиться на осознании самими воинами высокой социальной ценности, нужности и важности самоотверженного выполнения воинского долга, выполнение которого и конкретизирует честь. (см. ст. 24 Закона » О статусе военнослужащих”) Раскрывая воинскую честь и как вежливое и уважительное отношение военнослужащих друг к другу, руководитель останавливается на рассмотрении ст.64 и 67 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: » Исполнительность — душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.

В завершение руководителю занятия необходимо привести примеры исполнительности военнослужащих своего коллектива, сделать вывод по второму вопросу и отметить, что в дисциплинированности как важнейшем качестве личности воина выражаются многие качества личности и устойчивые черты характера воина, которые и проявляются в действиях, направленных на выполнение требований воинской дисциплины.

Завершает тему руководитель выводом: крепкая воинская дисциплина — основа высокой боевой готовности, порядка и организованности Российских Вооруженных Сил. Задача всех командиров (начальников) и всего личного состава — вырабатывать крепкую воинскую дисциплину.

  1. Накануне занятий по данной теме в подразделениях проводится подготовительная работа:

— в часы самостоятельной работы организуется разъяснение слушателям обязанностей и прав военнослужащих, законов » Об обороне”, » О статусе военнослужащих”, «О воинской обязанности и военной службе”, текста военной присяги;

— готовятся наглядные пособия, схемы и диаграммы по данной теме, выпуски стенной печати, где рассказывается о лучших воинах, отличниках учебы;

— организуется просмотром художественных фильмов (или подобранных кадров из них) — » Живые и мертвые » , «Аты-баты шли солдаты”, » Солдаты”, » Горячий снег”, » На войне,как на войне”, » Секретный фарватер” и другие, а также хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов » Всегда быть начеку”, » Присяга Родине”, » Закон о священном долге” и другие;

— проводятся культпоходы в музеи, выезды к памятникам местам боевой славы.

  1. Помощник руководителя групп занятий поручает слушателям:

а) проанализировать состояние дисциплины в своем коллективе и выступить с предложениями по ее укреплению, предотвращению дисциплинарных проступков в подразделении;

б) охарактеризовать морально-боевые качества друг друга;

в) подобрать из художественной и военно-мемуарной литературы, кинофильмов, периодической печати наиболее яркие примеры дисциплинированности военнослужащих в годы Великой Отечественной и других войн;

г) подобрать пословицы и поговорки, посвященные дисциплине и дисциплинированности;

  1. В ходе занятий было бы хорошо организовать выступления ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, а также отличников учебы.
  2. В часы беседы рекомендуется обсудить вопросы:

— сущность воинской дисциплины и требований предъявляемых к военнослужащим;

— почему воинская дисциплина является основой боевой готовности?

— чем обусловлено возрастания воинской дисциплины?

— что такое дисциплинированность и исполнительность и почему они есть важнейшие качества личности воина?

— какие, на ваш взгляд, имеются неиспользованные резервы в подразделении по формированию дисциплинированности у воинов?

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «... чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.
Под дисциплиной следует считать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.
Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных Сил.
Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
- быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;
- выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
- стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
- быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайны;
- поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости:
- с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.
В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии, делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.
Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержа но свято... От послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который прежде чем стать офицером семь лет отслужил в «нижних» чинах.
Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.
Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слаженно, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.
Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.
Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск имеет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство «выкраивает» средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - это бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.
Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной служб. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.
Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.
Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Похожие публикации