Анна Ахматова "Перед весной бывают дни такие…": анализ стихотворения. Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие: Стих Есенин перед весной бывают дни такие

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой

В раннем творчестве А. Ахматовой редко встречались описания каких-то конкретных вещей. Поэтесса большей частью изображала свой внутренний мир, который был насыщен фантастическими мечтами и надеждами. Немалая часть произведений была посвящена вымышленным любовным образам, не имеющим никакого отношения к действительности. За это Ахматову часто упрекали знакомые и близкие, так как знали о ее непогрешимой верности мужу. Близкая подруга поэтессы Н. Чулкова предложила ей написать стихотворение в жанре пейзажной лирики, чтобы проверить свои творческие силы. Ответом Ахматовой и стало произведение «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.).

Поэтесса с честью выдержала предложенное испытание. Ее стихотворение написано с большим художественным мастерством. Собственно пейзажу отводится первая часть произведения. В нем изображены последние дни уходящей зимы. Ахматова не случайно выбрала это пограничное состояние природы. Многие поэты с восторгом описывали первые приметы весны. Для внутреннего мира поэтессы гораздо важнее тот момент, когда природа как бы замирает перед своим пробуждением. Снег еще даже не начал таять, поэтому земле не тягостно его бремя («отдыхает луг»). Противоречивый эпитет «весело-сухие» подчеркивает, что деревья уже готовятся к весеннему движению соков, которое вот-вот начнется. Первый «теплый ветер» уже сменил жестокие холодные порывы. Он еще не насыщен весенними ароматами, но приносит значительное облегчение.

Во второй части описаны ощущения самой героини, вызванные этим состоянием природы. Во всем организме появляется удивительная легкость. До бурного всплеска жизненных сил еще далеко. Природа дает всем существам небольшую передышку, чтобы скинуть с себя накопленный за зиму груз и подготовиться к стремительному весеннему пробуждению. В это время можно освободиться от тяготящих мыслей и переживаний, очистить душу для новых радостных впечатлений. Поэтому героиня утверждает, что «дома своего не признаешь». Все окружающее она воспринимает в совершенно новом свете. Ахматова символически сравнивает такое состояние с надоевшей песней, которая поется по-новому.

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» доказывает мастерство Ахматовой в несвойственном для нее жанре пейзажной лирики. Поэтесса не только удачно описала интересное состояние природы, но и напрямую связало его с человеческими ощущениями и мыслями.

Читать стих «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой Анны Андреевны - словно погрузиться в эту прекрасную предвесеннюю пору, когда каждой клеточкой тела ощущаешь приближение тепла и света. Весь мир в этот момент становится чистым, прекрасным. Анна Ахматова нечасто писала о природе. На создание такого стихотворения её подтолкнула подруга Надежда Чулкова. Та искренне не понимала, почему замужняя поэтесса посвящает практически все свои стихотворения любовным чувствам к выдуманным мужчинам. Именно этот спор побудил Анну попробовать себя в пейзажной лирике. Так, ранней весной 1915 года, появилось это произведение.

Текст стихотворения Ахматовой «Перед весной бывают дни такие» наполнен романтическими переживаниями и ожиданиями от предстоящей теплой поры. Поэтесса утверждает, что все вокруг меняется в эти дни: «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь». Она пытается сказать, что не только природа радуется наступающей весне, но и сама душа человека начинает петь и восторгаться. Стихотворение настраивает на прекрасное ожидание чего-то светлого, незабываемого. Каждая строчка наполнена предвкушением весенней поры, которая сулит новые свершения. Такие редкие пейзажные мотивы в произведениях Ахматовой несомненно нужно учить на уроках литературы в старших классах.

Прочесть стихотворение полностью онлайн либо скачать его можно на нашем сайте.

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали как вызов ее творческим способностям. Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву , Ахматова пишет стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе. Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы. В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим. Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2–3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным. Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, «та, что прежде надоела» , обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

  • Метафоры, которые передают красоту природы. Например - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора, придающая произведению еще большую выразительность - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения - ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна - не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой

А. Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она многим запомнилась своей непримиримостью к тем, кто предаёт Родину, и своим патриотизмом. Для многих читателей Анна Андреевна – творец лишь гражданской лирики, но это далеко не так. Это виртуоз своего дела, в ее творчестве не только патриотические стихотворения, но и глубоко лирические, возвышенные и лёгкие…

В 1915 году в свет вышло необычное для Анны Ахматовой стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Мало кто ждал от нее обращения к подобной теме — пейзажная лирика. Ни для кого не секрет, что Анна Андреевна всю жизнь настоятельно просила называть себя именно поэтом, а не поэтессой, чтобы не выделяться из общества, в котором преимущественно она находилась.

Одной из немногих ее подруг была жена Чулкова, владельца собственного литературного салона, Надежда. На одном из вечеров за непринуждённой беседой две дамы долго спорили, может ли поэт быть великим и талантливым, если обращается лишь к одной теме. Этот риторический вопрос Ахматова приняла как вызов, неверие в ее талант. В этот же вечер Анна Андреевна пообещала издать стихотворение, в котором не будет обращения к типичным для ее репертуара темам. Так и случилось, в 1915 году литературный салон Чулковых «услышал» новое произведение Ахматовой. После этого никто больше не мог даже на мгновение усомниться в ее даровитости.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» нетипичное для лирики Анны Андреевны, но отлично оно лишь по теме, в остальном автор не изменяет себе. Стихотворение написано в традиционном для поэтессы направлении — акмеизм, который исповедует ясность в выражении мысли и верховенство смысла, а не поэтичной красочности.

Размер стихотворения, пятистопный ямб, также типичен для Ахматовой. Вкупе с парной рифмой (АВАВ) создаётся ощущение легкого разговора с аудиторией.

Композиция

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» невелико по объёму, оно содержит лишь 8 строк. Условно лирическое произведение можно разделить на 2 части.

  1. Первая часть подчинена конкретному описанию времени и состояния природы, которая и окружает лирического героя — «под плотным снегом отдыхает луг», «шумят деревья весело-сухие».
  2. Вторая часть состоит из описания чувств самого героя. Описываются лёгкость и непринужденность внутреннего мира человека, вера во что-то хорошее и светлое.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении — природа, точнее, смена времен года. Вот-вот наступит весна, зима сдаёт свои позиции, и вся природа в ожидании чего-то иного и нового. Стоит отметить, что образ природы сложный. Окружающий мир у Ахматовой в данном произведении — не просто ландшафты, луга и леса, поля и пролески, это и лирический герой тоже.

Образ человека — будто бы часть образа природы в целом. Человек полностью разделает эту жажду жизни.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — перемена с приходом весны и в природе, и в сознании человека. Все живое только просыпается, пробуждается после длительного сна. Так и личность оживает после периода отчаяния или же уныния. С приходом весны она приобретает веру в светлое будущее, стремится к чему-то новому, неизведанному, приобретает огромную жажду жизни. Поэтесса будто бы советует читателям забыть привычное и старое бремя забот, и не бояться новых поворотов судьбы, чего-то непривычного.

Стоит отметить, что она отождествляет освобождение от зимнего сна природы с пробуждением человеческой души: у них все общее. «Тёплый ветер» и легкое тело — очень сильно связанные описания изменений. Окружающий мир и человек не существуют отдельно. Любое изменение за окном наталкивает личность на подобные метаморфозы.

Идея

Главная идея стихотворения «Перед весной бывают дни такие» — выразить чувства обычного человека, которые меняются в зависимости от изменений в природе. Автор указывает на невидимую связь окружающего мира и людей, обитающих в нем. Все, даже самые маленькие метаморфозы в погоде, личность принимает очень близко к сердцу, меняется вслед за солнечным лучом или каплей дождя. Если с весной на землю приходит нечто новое и свежее, то и у человека открывается новое дыхание, жажда жизни и порыв к свершениям.

Смысл произведения также выражает необходимость внутреннего расцвета. Многие из нас живут в застое рутины и пребывают в вечной зиме. Нужно уметь открыть свое сердце переменам и свежему ветру, иначе наша внутренняя гармония разрушится.

Средства художественной выразительности

Несмотря на достаточно маленький объём, стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами. То, что бросается в глаза сразу — анафора. 4 строчки начинаются с «и». Поэтесса неслучайно прибегает к этому сильному приему — она усиливает впечатление читателей, которые намного сильнее чувствуют лирического героя, ведь ровно половина произведения начинается с одной и той же буквы. Человек инстинктивно обращает бóльшее внимание на эти строки.

Так же стоит отметить, что в начале стихотворения автор прибегает к использованию метафоры — «антология русской поэзии». Антология — некий сборник; Ахматова указывает на то, что данное произведение служит некоторым заголовком ко всей русской поэзии, ко всей пейзажной лирике.

Поэтесса использует очень броский эпитет — «весело-сухие» деревья. Ахматова вкладывает в этот эпитет глубокий смысл — природа, только начинающая пробуждаться от долгой зимы, ожидает некого обновления, приятной смены обстановки, из-за чего приходит в веселье. Особую образность создаёт приём олицетворение («отдыхает луг»). Этот приём помогает читателям легче понять то, как меняется природа и человек вместе с ней в преддверии весны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..."

Задачи.

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.

Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.

Оборудование: учебник "Литература" В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.

Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)

(Прослушивание звукового фрагмента.)

Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)

Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)

Создание образа.

Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ - небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.

(Учитель рисует мелом на доске росток.)

Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)

В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)

Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)

(Учитель подводит итог ответам.)

Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:

(слайд 3 ) в музыке - это музыкальные произведения, например: цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского;

(слайд 4 ) в живописи - это полотна художников;

(слайд 5 ) в литературе - это произведения поэтов и писателей.

Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)

Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.

Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:

"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Слайд 7.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)

Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:

Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.

Принимаемся за работу.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

(Звучит музыка П.И.Чайковского "Март. Апрель. Май" 6 минут.)

Время выполнения заданий закончилось. Сейчас, уважаемые журналисты, представьте, пожалуйста, результаты своего труда. Во время обсуждения результатов работы вы можете вносить изменения и дополнения в свои записи.

(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)

Вопросы Возможные варианты ответов
1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением,

верой в обновление.

3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны
4. Какие картины рисует поэт? "Луг отдыхает под снегом" (мы видим), "деревья шумят" (слышим), "веет ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем).

Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать

5. а) Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?

а) "И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь". (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних стро ках? 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое".
7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках.

Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело".

Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер".

Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: "Ш умят деревья вес ело – с ух ие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой.

Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.
9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я - описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);

2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.
11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

Уважаемые журналисты, вам предоставляется возможность прочитать стихотворение, выразив своеобразие восприятия мира и самобытность поэтического мира А.А.Ахматовой. Кто желает выразительно прочитать?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа? (Природа - это живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении)

VIII. Рефлексия деятельности.

Слайд 8.

Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)

Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.

Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)

Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что "окружающая природа - это мы с вами", а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.

Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз особенности лирики А.А.Ахматовой.

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.

Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.

Молодцы, вы справились с работой.

IX. Домашнее задание.

Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке "Перед весной бывают дни такие..." или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.

Слайд 11.

Урок закончен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

Похожие публикации