Факторы, влияющие на форму государства. Форма государства

Когда мы рассматриваем форму государства, мы получаем представление

· об особенностях внутренней организации этого государства

· порядке образования и структуре государственных органов

· характере взаимоотношений государственных органов и населения

· о методах, способах и приемах, используемых для организующей и управленческой деятельности

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, способы и методы государственной власти, территориальное устройство. ФГ представляет собой непосредственное проявление сущности государства.

Наиболее полно раскрывают форму конкретного государства 3 ее составляющие:

1) форма правления

2) форма государственного (территориального) устройства

3) государственно-правовой (политический) режим

Факторами , влияющими на форму государства, являются, в частности:

1) сущность и исторический тип государства (феодальный тип – как правило, монархическое государство; буржуазный – республиканская форма правления)

2) соотношение политических сил в стране

3) исторические традиции

4) территориальные размеры страны (небольшие государства – как правило, унитарные)

5) национальный состав населения (мононациональные государства – как правило, унитарные)

Когда мы говорим о факторах, влияющих на ФГ, речь идет, прежде всего, о том, что ФГ – изменчивое явление.


16. Форма гос-ного (территориально-политического устройства), виды

Политико-территориальная организация (государственное устройство) – это система взаимоотношений между центральной властью и территориально-составными частями, а точнее – населением этих составных частей и действующими на этой территории органами государственной власти

Унитарное государство - это целостное, централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа, провинции и т.д.) не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами и политической самостоятельностью Федеративное государство - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли) являются государствами или государственными образованиями, обладающими определенной политической и юридической самостоятельностью. Федерация строится на началах децентрализации
· состоит из политико-административных или административных единиц · единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд) · одна система законодательства · единое гражданство · единая судебная система · одноканальная система налогов (налоги собираются по стране и аккумулируются в центре) · административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах Унитарные государства делятся на: 1) централизованные(отсутствует местное самоуправление, во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники) 2) децентрализованные (местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью; обладают относительной политической самостоятельностью) · состоит из субъектов (государства и государственные образования) · определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов – например, субъекты могут иметь свои конституции · двухуровневая система органов государственной власти (федеральные органы и органы власти субъектов федерации) · две системы законодательства (общефедеральная и субъектов) · в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов · наличие двойного гражданства · двухканальная система налогов · разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов · субъекты не обладают суверенитетом, а также лишены права сецессии (права выхода из федерации) Федерации бывают: 1) национальные- основанные на национальном признаке 2) территориальные 1) симметричные – все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями 2) асимметричные – субъекты имеют разный правовой статус

Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию , но это неверно. Конфедерация не является государством, это союз суверенных государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость и свои органы управления.

Как правило, конфедерация образуется для решения каких-то конкретных задач.

Конфедерация:

· основана на международном договоре

· входящие в нее государства полностью сохраняют свой суверенитет

· государства оставляют за собой право выхода из конфедерации


Форма правления и ее виды

ФП – это один из элементов формы государства. ФП раскрывает 3 главные характеристики государства :

1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании

2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением

3) компетенцию этих органов

Форма правления показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве.

Монархия – это форма правления, при которой монарх (единоличный правитель) обладает особым юридическим статусом, который проявляется в «личной не-ответственности» и осуществляет полномочия по наследству Республика – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный сроки несущим ответственность перед избирателями
Неограниченная (абсолютная) монархия: · пожизненность правления · концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх имеет право издавать законы, вершить правосудие) · отсутствие ответственности монарха за то, как он управляет страной · трансцендентный характер власти (не от народа, а от Бога) Ограниченные монархии делятся на парламентские (конституционные) и дуалистические Дуалистическая монархия – это первоначальная форма ограниченной монархии · монарху принадлежит только исполнительная власть, «монарх царствует, но не правит» · существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями · монарх не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето · дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха · дуалистическая монархия возникает, когда монарх уже не может удержать всю власть в своих руках (например, это происходило при зарождении буржуазии) Иордания, Кувейт, Марокко Парламентская (конституционная) монархия · власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности · правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма · исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом · правительство формируется и представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии · законы принимаются парламентом, их подписание – это чисто формальный акт · монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция · верховная власть осуществляется выборными органами · источников власти является народ (реализует эту власть посредством выборов) · срочность полномочий высших представительных органов · юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц · действует принцип разделения властей, развита система сдержек и противовесов Разновидности республик: 1) парламентская 2) президентская 3) смешанная Различаются они в основном тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу, и перед кем правительство несет ответственность. Президентская республика · президент является и главой государства, и главой правительства · выборы президента происходят на основе всеобщих выборов, президент получает свой мандат непосредственно от народа · президент самостоятельно формирует правительство · правительство несет ответственность перед президентом США, Аргентина, Мексика, Бразилия Парламентская республика · верховная власть принадлежит парламенту · президент выбирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом · правительство формируется только парламентским путем (глава правительства – лидер правящей партии) · парламент может объявить правительству вотум недоверия, после чего правительство должно уйти в отставку Финляндия, Германия, Италия, Венгрия Смешанная · президент – глава государства и глава правительства · парламент утверждает кандидатуры министров, представленные президентом · правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом Польша, Португалия, Болгария

18. Понятие гос-ного (политического режима)

Политический режим

совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется руководство обществом.

Характеризуется:

· правовым положением личности в государстве,

· ее фактическим положением,

· воздействием государства на политическую жизнь страны,

· юридическими формами деятельности государственных органов и их фактическими полномочиями.

Две основных разновидности режима:

· демократического

· антидемократического

Государственный (политический) режим

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим характеризуется как демократический, авторитарный или тоталитарный....

Демократический режим (демократия)

Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.

Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на националистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.

Деспотический режим

Деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монархии, воля деспота проявляется как самовластие и самодурство. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).


Форма государства - это структура, модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.

Начиная с 60 – 70 годов ХХ века в отечественной науке утвердился подход, согласно которому форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Ранее политический режим не рассматривался при анализе формы государства. Однако политика и практика тоталитаризма, события середины ХХ века наглядно продемонстрировали огромное влияние методов реализации политической власти на форму конкретного государства. В настоящее время такой подход является устоявшимся в зарубежной и отечественной литературе.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Форма государственного устройства раскрывает территориальное строение государства, его территориальное деление, соотношение государства как целого с его составными частями.

Политический режим представляет собой совокупность приемов, средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

На форму государства оказывают влияние огромное количество факторов. Форма конкретного государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному государству соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Соотношение политических сил в стране способно оказать серьезное влияние. Например, в Англии исторически, в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции (в Испании после десятилетий республиканской формы правления была реставрирована монархия как дань устоявшимся традициям), природные, климатические условия, религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Небольшие по территории государства являются, чаще всего, унитарными. В России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.



Перечисленные факты позволяют утверждать, что каждое государство обладает уникальностью, неповторимым укладом. Как справедливо писал И.А. Ильин «слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Монархия и её виды

Монархия – это форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчётен и неподконтролен.

Монарх – это лицо, осуществляющее высшую государственную власть самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

1) Абсолютные монархии;

2) Ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь делятся на:

· дуалистические;

· парламентские.

Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. В чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые имеются, то к ним можно отнести Объединённые Арабские Эмираты, государство Саудовской Аравии.

Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограниченна Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объёма полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишён реальных полномочий в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.

Иногда к этим видам монархий добавляют ещё и теократическую. В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером. Например, Ватикан.

Республика и её виды

Республика – это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определённый срок. Среди высших органов власти в республике выделяют:

· парламент;

· правительство;

· президент.

В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

· парламентские;

· президентские.

Парламентские республики . Центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несёт политическую ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, он выполняет роль главы государства. Такая форма осуществления власти – парламентаризм – форма государственного правления, характеризуемая наличием разделения властей и привилегированным положением парламента. Парламентские республики строятся на принципах разделения властей и парламентаризма. (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль)

Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчётно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.

Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией (отсутствие всякого управления). Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу – председателю правительства, лидеру партии в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики – утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т.е. парламент передаёт свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

Президентские республики . В них полномочия между теми же самыми органами – парламентом, правительством, президентом – разделяются. Президент выступает как глава государства и одновременно обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти. Президент не зависит от парламента, избирается народом. И у Президента, и у парламента один и тот же источник власти – народный суверенитет, поэтому эти две структуры равноценны и равнозначны.

В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:

1) классическую президентскую республику (США);

2) смешанную республику – или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполнительной власти (Россия, Франция по Конституции 1958г., Португалия и др.);

3) суперпрезидентскую республику – складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура (Сирия, Ирак, Казахстан, Белорусия).

Достоинства президентской республики как формы правления:

a) народ имеет больше возможностей влиять на власть;

b) большая устойчивость власти.

Недостатки президентской республики. Существует возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократических институтов.

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти. На форму государства оказывают влияние:

1) социально-экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

Структурные элементы формы государства:

1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и её взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно-правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления – республиканская.

Российское государство – это полупрезидентская республика.

Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность объединения субъектов РФ;

2) равноправие субъектов РФ;

3) государственная целостность;

4) самоопределение народов, наций и национальностей;

5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т.д.

Государственно-правовой режим РФ – демократический.

П а р ф ё н о в:

Рассматривая понятие формы государства, необходимо исходить из того, что:

а) форма является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства

б) форма не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими «составными» частями государства.



В частности, форма государства имеет непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания.

Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Существуют разные точки зрения на понятие «форма государства».

1. Форма государства в узком смысле (только форма правления – Денисов)

2. Форма государства в широком смысле (совокупность формы правления и формы государственного устройства, политический режим рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства).

Существует точка зрения, согласно которой следует различать:

1. внутреннюю форму государства (демократия, т.к. это разновидность политического режима)

2. внешнюю форму государства (конкретная организация политической власти, совокупность форм правления и государственного устройства).

Государство предлагается рассматривать как:

1. функциональная (динамическая) система (в этом случае под формой государства понимается политический режим)

2. организационная (статическая) система (форма правления и форма государственного устройства).

Определения формы государства:

– это внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами системы государства – между высшими ОГВ, между этими органами и органами власти и управления территориальных подразделений государства (юридический энциклопедический словарь)

– организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима (Корельский Перевалов).

– категория, которая показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру ОГВ, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности (Матузов, Малько).



– организация государственной власти, неразрывно связанная с её сущностью и социальным назначением (Парфёнов). Сущность и социальное назначение – основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм – монархия, буржуазия – республика).

В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена – президентские, парламентские республики, ограниченная монархия. Факторы, определяющие разнообразие форм :

1. Экономический уровень – это главное, в конечном счете.

2. Непосредственные факторы:

а) Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия).

б) Степень остроты политической борьбы.

в) Национальные и культурные традиции.

Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Политический (государственно-правовой) режим

Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства).

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государственной власти, рассматривающее деление территории единого государства на составные части и определяющее характер взаимоотношений этих частей между собой и каждой отдельной части с государством в целом в лице своих центральных, высших и местных органов государственной власти.

Политический режим – совок пность приемов, способов, методов осуществления государственной власти. Эти методы принуждения, убеждения, поощрения, законности. В зависимости от преобладания тех или иных методов, различают демократические и недемократические режимы.

Монархия и её виды.

Монархия – греческие корни от: МОНО – одни АРХИС – власть. Можно сказать, что монархия это такая форма правленая при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица Монарха, который осуществляет эту власть как правило на основании принципов наследуемости и несменяемости.

Во главе государства стоит единоличный правитель, как правило он пользуется определённым титулом (царь, шах, король, император и т.д.), как правило монарх получает власть по наследству. Также, как правило, монарх осуществляет власть в течение неограниченного времени. Но есть исключения.

Для монархии характерен сакральный (божественный) характер государственной власти. Также для монархической формы правления характерен такой признака, как принцип неответсвенности монарха – значит, что монарх как глава государства за свою деятельность ни перед кем не несет ответственности, ни политической ни юридической.

Виды монархии:

В зависимости от характера и полномочий можно разделить на две группы :

1. Абсолютные монархи

2. Ограниченные монархи.

Абсолютная монархия – это такая монархия, при которой вся полнота верховной гос власти и формально и фактически сосредоточена в руках монарха, т.е. он единоличный полновластный правитель. У него в руках и верховная и законодательная власть и верховная исполнительная власть, а также он является высшей судебной инстанцией государства. В абсолютной монархии наиболее ярко проявляется принцип неответственности. Рассвет абсолютной монархии приходится на XVII-XVIII века. Если говорить о России то XVIII-XIX века. Если говорить о современном мире то абсолютная монархия в чистом виде не осталось. Хотя есть такие Монархические государство где правление приближено (Азия – Саудовская Аравия, Африка – Катар, Ватикан).

Ограниченная монархия – такая форма правления при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов или действием конст. актов.

Можно выделять сословно-представительные монархии и Конституционные монархии .

Сословно-представительная – при которой власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законно совещательный характер, т.е. этот орган разрабатывает законы, а принимает законы монарх, так же в прерогативе монарха входит вопрос о созыве такого органа и его роспуске. Относиться к периоду создания централизованного государства. Пример: Англия – парламент. Россия – земский собор, Скандинавские страны – Рейхстаги.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается действием конституционных актов. Здесь две разновидности:

1. Дуалистическая монархия.

2. Парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – от ДУО – два. Монархия двойственная. Такая форма правления при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Здесь выборный орган Парламент. Исполнительная власть принадлежит правительству которая формируется монархом и оно подконтрольно монарху. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов принимаемых парламентом. Абсолютный характер означает, что если монарх отклонит закон – парламент не может еще раз предлагать этот закон. Еще монарху принадлежит право роспуска парламента по собственному усмотрению. Как самостоятельная форма правления дуалистической монархии идет от феодальной буржуазной формации. Здесь результат компромисса между феодалами (монарх) и буржуазией (парламент). Феодальная власть уже не достаточно сильна, чтобы удержать власть, а Буржуазная власть еще недостаточно сильна, чтобы взять власть. (Германская империя 1870-1918 гг., Австро-Венгрия в это же время, Россия – 1905-1917 гг.). В соврем мире Непал.

Наиболее распространенной форме монархии правления в современном мире является парламентская монархия. Парламентарная монархия – здесь власть монарха и формально и фактически ограничивается действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа – парламента . При такой форме правления законодательная власть сосредоточена в руках парламента, а исполнительная власть находиться в руках правительства. Причем нужно отметить, что правительство хотя и формируется монархом, но по поручению парламента. При этом монарх связан волей партийного большинства парламента. Монарх при такой форме правления – будучи главой государства осуществляет в основном межпредставительские функции. При такой форме правления действует принцип контрасигнатуры .

Контрасигнатура – акты которые издает монарх вступают в действие, только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т.е. того министра в сфере действия которого этот акт издается. При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определённые вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха, а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. В парламентарной монархии действует принцип – «Монарх царствует, но не правит», но согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или как в Швеции до права роспуска парламента, но дело в том, что такими полномочиями в силу многих конституционных оговорок монарх воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими». Пример. Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония, Голландия и т.д.

Есть монархии, которые не вписываются в классическую схему и они называются нетипичными монархиями . К числу их относят: Выборные монархии; Коллегиальные монархии; Патриархальные монархии.

Выборные монархии – при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается (Малайзия – здесь Султан Малайзии избирается султанами из их числа).

Коллегиальные монархии – Объединенные Арабские Эмираты – Верховным органом государственной власти является совет Эмиров, и этот совет выступает в качестве коллективного главы государства. Для организации работы этого совета эмиров избирается верховный эмир и избирается он на определённый срок.

Патриархальная монархия – Свазиленд. Здесь уровень социального развития у государства Свазиленд недалеко ушел от первобытно-общинного строя и поэтому главой здесь становиться вождь.

Республика и её виды.

Термин Республика имеет латинские корны: РЕС – дела, ПУБЛИКА – общие.

Республика – дело общее дело народа – ЦИЦЕРОН.

Республика – такая форма правления, при которой органы верховной государственной власти формируются на основе принципов выборности, срочности, и сменяемости. Такие органы избираются населением, избираются они на определенный срок, по истечению срока происходят новые выборы и смена состава.

В современном мире Республиканская форма правления является самой распространенной и 4/5 государств в мире – республики.

В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и контроля за деятельностью этих органов Республики подразделяются :

1. Президентские.

2. Парламентарные.

3. Смешанные.

Президентская республика – здесь президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Именно исполнительной власти, а не правительства. В классической президентской республики орган правительство отсутствует, функции правительства осуществляет администрация президента (США ). Здесь народ выбирает и президента и парламент. Правительство формируется президентом независимо от партийного состава парламента. При такой форме правления в наиболее жесткой и последовательной форме реализуется принцип разделения властей, действует жесткая система противовесов. При этой форме правления президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов принимаемых парламентом, но он не может распустить парламент, в тоже время парламент при такой форме правления, в соответствии с определённой жёсткой процедурой может отрешить президента от должности посредством осуществления процедуры импичмента.

Кроме США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.

Парламентарная республика – такая республиканская форма правления при которой правительство формируется парламентом и в своей деятельности правительство подотчётно и подконтрольно парламенту. Здесь народ избирает только один орган государственной власти, а именно парламент. Пост президента может быть предусмотрен, а может быть и не предусмотрен конституцией. Если пост президента конституцией не предусмотрен, то функции главы государства будет осуществлять глава правительства. Если пост президента предусмотрен, но по правилу президент избирается не народом, а парламентом, либо специальной расширенной парламентской комиссией. Правительство при такой форме правления формируется президентом по поручению парламента и главой правительства будет лидер парламентского большинства.

При такой форме правления президент осуществляет в основном представительские полномочия. При такой форме правления у президента есть право роспуска нижней палаты парламента, либо парламента в целом, если парламент является однопалатным. Большинство государств с парламентарной формой правления находятся в Европе (Италия, ФРГ, Австрия ).

П а р ф ё н о в:

Республика – форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Принцип разделения властей - принцип республиканский.

Юридические свойства республики:

1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов конкретным сроком

2. выборность главы государства и других верховных ОГВ

3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом

4. коллегиальность правления, позволяющая обеспечивать их взаимное сдерживание от возможного произвола

5. президент представляет интересы государства в международных отношениях

6. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов

7. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. Они различаются тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике (США, Сирия):

1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним.

2) Президент – глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, поэтому обычно здесь нет должности премьер-министра.

3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не несет политической ответственности перед парламентом, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов).

4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов.

5) Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов.

6) Президент обладает широкими полномочиями: объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, председательствует на заседаниях правительства, назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика (Италия, Германия, Индия):

1) Правительство формируется Парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента).

2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра.

3) Главой исполнительной власти является Премьер-министр.

4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство.

5) Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений развития страны, решение вопросов внешней политики.

Социалистическая республика (Комаров) – это особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была стать подлинно демократической республикой. Особенности:

Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему;

Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью;

Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

Отрицание идеи разделения властей.

Три разновидности социалистической республиканской формы правления:

1. Парижская коммуна

2. Советская республика

3. Народно-демократическая республика.

Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия):

1) Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру).

2) Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти.

3) В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика.

4) Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.

Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.

Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

a) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу – монарху и переходит, как правило, по наследству.

Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В литературе различают абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Неограниченная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Среди ограниченных монархий различают:

- дуалистическую;

- парламентарную.

Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти. При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Подобная форма государственного правления в настоящее время – в Марокко, Иордании и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции. Поэтому в литературе такую монархию нередко называют конституционной.

В парламентарной монархии статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. При такой форме правления правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Примерами парламентарной монархии служит Англия, Дания, Испания и др.

В литературе иногда упоминается и теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например, в Ватикане религиозный лидер является главой государства).

Республика это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

Современные республики подразделяются на:

Парламентарные;

Президентские;

Смешанные.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Главными функциями парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. В таких республиках глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Известный российский исследователь Ю.А.Дмитриев пишет: «…положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства…».

Примером парламентских республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и др.

Президентская республика – форма правления, где президент, избираемый на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти.

Характерными признаками президентской республики можно считать следующие:

Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Президент является верховным главнокомандующим.

Главный признак президентской республики – независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

При этом в различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. В современных цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. В таких государствах в Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В качестве примера президентской республики можно назвать США, Мексику, Бразилию и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе основные черты парламентской и президентской форм правления, а также новые черты.

Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью). Такое положение закреплено, например, во Франции.

Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально‑экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико‑территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно‑правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно‑правовым режимом Российской Федерации является демократический режим. Среди причин и условий, определяющих форму государства, можно назвать:

сущность государства (его цели и задачи); характер отношений между

классами; внешнее влияние; состояние урегулированности, степень

стабильности существующих внутри страны отношений; культурные традиции

общества.

Еще по теме 10. Понятие формы государства, ее структура. Факторы, определяющие форму государства.:

  1. Очерк 2. О факторах генезиса государственности и типологии догосударственных образований у восточных славян
  2. Тема 8. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
  3. § 3. Место и роль теории государства и правав системе других наук 3. 1. Место и роль теории государства и правав системе гуманитарных наук
Похожие публикации