Функции бюджета и бюджетный механизм. Бюджетный механизм и его особенности Бюджетный механизм в социальной ориентации национальной экономики
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра финансы и кредит
по дисциплине: «Финансы»
Тема: «Бюджетные механизмы»
Выполнила студентка ИЭиУ
3 курса, группы Б-304
Свиридова Алина Петровна
Проверила доцент:
Медюха Екатерина Валерьевна
Ростов-на-Дону 2014
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА
1.1 Характеристика звеньев и элементов бюджетного механизма
1.2 Проблемы современного бюджетного механизма
2. МЕСТО И РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТАМИ В СУБЪЕКТЕ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы реферата обусловлена тем, ведущую роль, в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества, играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества. За счет бюджетного механизма создаются и используются бюджетные фонды на основе однонаправленного и безвозмездного движения денежных средств. бюджетный механизм расход финансовый
С 2005 года изменилось отношение к содержанию бюджетного механизма:
Во-первых, переход от затратного планирования к бюджетированию, ориентированному на конечный результат - БОР;
Во-вторых, переход от краткосрочного к среднесрочному планированию в рамках жестких бюджетных ограничений по секторам экономики. Суть этого метода заключается в том, что планируются и исполняются не отдельные виды расходов бюджета, а комплексные целевые программы предоставления бюджетных услуг, за которые ответственны администраторы расходов.
Целью является оптимизация бюджетных расходов, ориентация их на приоритеты государственной политики, повышение эффективности государственного сектора экономики. Сочетание БОР и MTEF позволит повысить качество управления бюджетными средствами и оптимизировать затраты бюджетного сектора.
Инструментами бюджетного механизма являются его основные характеристики: доходы, расходы, дефицит, профицит, дотации, субвенции, субсидии и др. Основой правового обеспечения является Бюджетный кодекс.
Структура данной работы включает следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, приведенных в разделе "Содержание", заключение и список использованных источников. В конце работы идет заключение, которое подводит итог, а так же включает в себя вывод о проделанной работе.
1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА
1.1 Характеристика звеньев и элементов бюджетного механизма
Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.
Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений.
Бюджетный механизм основан на следующих принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;
2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
3) принцип сбалансированности;
4) принцип самостоятельности бюджетов;
5) принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
6) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
7) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) принцип прозрачности (открытости);
10) принцип достоверности бюджета;
11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
12) принцип подведомственности расходов бюджетов;
13) принцип единства кассы.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.
Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.
В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:
1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;
2) исполнения бюджета;
3) бюджетного контроля.
На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:
Федеральный бюджет;
Региональные бюджеты;
Местные бюджеты.
Воздействие бюджетного механизма на экономику:
Количественное (определяется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств)
Качественное (связано с влиянием на экономические интересы хозяйствующих субъектов через конкретные виды доходов и расходов бюджета)
Элементы и звенья бюджетного механизма:
Механизм мобилизации средств бюджета -> виды бюджетных доходов
Механизм расходования бюджетных средств -> виды и формы бюджетных расходов
Механизм балансирования бюджета -> источники покрытия дефицита бюджета
Механизм бюджетного перераспределения -> формы финансовой поддержки территорий
Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений.
Можно выделить три звена бюджетного механизма:
1) методы аккумуляции средств в бюджете:
Налоговый (налоги, налоговые платежи);
Неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);
2) методы и формы выделения средств из бюджета:
Бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);
Бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;
3) методы и формы межбюджетных отношений.
В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.
1.2 Проблемы современного бюджетного механизма
Бюджетный механизм, его состав, функции отражают политическую и экономическую ситуацию в государстве, в мире. Если меняется объективная основа бюджетного механизма - государственное устройство и, как следствие, формируется новая бюджетная политика, соответствующая новому государственному устройству, то меняется и бюджетный механизм.
Основные задачи, которые были поставлены при формировании проектов бюджетов на 2014, 2015, 2016 годы для достижения целей бюджетной политики это:
Обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, т. к. прогнозируемые доходы будут сокращаться, необходимо разработать алгоритмы использования различных источников финансирования в случае увеличения бюджетного дефицита. Первостепенно это ресурсное обеспечение государственных программ и оценка рисков бюджетной разбалансированности.
Оптимизировать структуру расходов федерального бюджета в первую очередь это повышение эффективности бюджетных расходов за счёт совершенствования государственных закупок, бюджетной сети, численности государственных служащих.
Развивать программно-целевые методы управления, направленные на эффективность «программных бюджетов».
Изучение данной проблемы позволило нам сформулировать следующее определение бюджетного механизма: «Бюджетный механизм, являясь составной частью финансового механизма, представляет собой комплекс элементов:
1) государственных программ, бюджетного планирования, рычагов, стимулов, санкций;
2) мониторинга, резервов предназначенных для управления бюджетной системой в соответствии с бюджетной политикой государства».
Итак, государство создаёт бюджетный механизм и его элементы для реализации своей бюджетной политики. Воздействие бюджетного механизма на формирование экономики, на решение социальных задач, на исполнение других функций государства огромно. При этом значение и роль бюджетного механизма в современных условиях особенно усиливаются в связи с необходимостью установления чётких межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, основанных на принципе децентрализации.
Бюджетный механизм влияет на пропорции валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, на структуру и объём финансовых ресурсов по территориям страны.
Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъём социальной сферы страны и др.
Через главные бюджетные показатели - доходы и расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы можно определить происходящие в государстве экономические и социальные процессы, определить, насколько эти процессы соответствуют бюджетной политике государства, насколько сама бюджетная политика эффективна и оптимальна, определить взаимосвязь с другими странами в условиях финансовой глобализации.
2. ОСНОВНЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВУ И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Участие России в процессах финансовой глобализации и переход к инновационному типу экономики требуют модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению государственными финансами, так как эффективная и надёжная бюджетная система является важнейшим условием развития экономики. Во многих странах активно проводятся реформы в области государственных финансов, направленные на повышение результативности и прозрачности бюджетной системы, усиление ответственности органов власти за последствия принятия ими управленческих решений. В этом же направлении совершенствуются общественные финансы и в РФ.
В бюджетном Послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах сказано, что в 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами. Достижения целей бюджетной политики в ближайшие годы призваны повысить качество управления общественными финансами.
РФ вышла в десятку лучших стран по индексу открытости Международного бюджетного партнёрства. Однако проблем ещё достаточно много. Модель постоянного роста бюджетных расходов в настоящее время исчерпала свои возможности. Экономический рост 2000-2008 годов давал возможность увеличивать расходы бюджетов, но в последующие годы устойчивость в первую очередь федерального бюджета несколько снизилась за счёт роста доли нефтегазовых доходов (46,1% в 2013 г.) и увеличения накопившихся социальных обязательств. В этих условиях совершенствование общественных финансов остаётся приоритетным направлением бюджетной политики в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что государство создаёт бюджетный механизм и его элементы для реализации своей бюджетной политики. Воздействие бюджетного механизма на формирование экономики, на решение социальных задач, на исполнение других функций государства огромно. При этом значение и роль бюджетного механизма в современных условиях особенно усиливаются в связи с необходимостью установления чётких межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, основанных на принципе децентрализации.
Таким образом, бюджетный механизм влияет на пропорции валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, на структуру и объём финансовых ресурсов по территориям страны. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъём социальной сферы страны и др.
С научной позиции, посвящены многих работы российских учёных-экономистов, в том числе советского периода: Д. А. Алахвердяна, Г. В. Базаровой, С. В. Барулина, П. С. Никольского, М. А. Песселя, В. М. Родионовой, В. К. Сенчагова и др. Их исследования по многим вопросам актуальны и в настоящее время.
Теория бюджетного механизма в современной научной литературе, к
сожалению, рассмотрена недостаточно полно, кроме общих определений понятия бюджетного механизма не исследованы его сущность, состав, место и роль в управлении бюджетной системой.
Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.В. Романовский, Финансы, М.,Юрайт,20011.
2. М.А.Абрамова, Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2012.
3.Л.А. Дробозина, Финансы и кредит, М., ЮНИТИ, 2013.
4. С.В. Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М.,Экзамен, 2012.
5. А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика, 2012.
6. Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2012.
7. В.М. Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 2012.
8. Е.Н. Евстигнеев, Финансовое право, Спб.,2014.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Уровни бюджетной системы Российской Федерации: федеральный и местный бюджеты. Проблемы бюджетного механизма, понятие бюджетного дефицита и способы его финансирования.
реферат , добавлен 19.05.2009
Модели бюджетного устройства. Основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.
курсовая работа , добавлен 20.05.2013
Понятие межбюджетных отношений и анализ доходов бюджета РФ. Распределение доходов между бюджетами. Основные методы бюджетного регулирования. Налоговые доходы, закрепленные за бюджетами субъектов Российской Федерации. Финансирование бюджетных расходов.
контрольная работа , добавлен 05.11.2013
Теоретические основы бюджетного планирования: принципы и задачи. Формирование и исполнение бюджетов РФ; проблемы эффективности бюджетного механизма, пути их решения. Анализ исполнения бюджета г. Пензы за 2007: оценка качества финансового планирования.
курсовая работа , добавлен 09.11.2011
Принципы организации финансов бюджетных учреждений. Проведение анализа и поиск путей совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребназдора по Республике Мордовия.
дипломная работа , добавлен 10.05.2013
Сущность и функции бюджета, его роль в национальной экономической системе. Особенности планирования бюджета на современном этапе. Анализ динамики и структуры доходов и расходов бюджета Украины. Основные направления совершенствования бюджетного механизма.
курсовая работа , добавлен 09.04.2013
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Характеристика мер, применяемых за нарушение бюджетного законодательства. Нецелевое использование бюджетных средств в строительстве. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
контрольная работа , добавлен 14.02.2012
Современное состояние территориальных бюджетов России и их место в финансовой системе государства. История развития бюджетного федерализма в стране. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. Проблемы разграничения расходных и доходных полномочий.
курсовая работа , добавлен 25.10.2013
Понятие бюджетного устройства и бюджетной политики. Основное направление механизма бюджетного регулирования в республике Казахстан на современном этапе. Особенности формирования доходных источников местных бюджетов на примере Костанайской области.
дипломная работа , добавлен 19.06.2015
Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.
Бюджетный механизм и его особенности
бюджетный финансирование
Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по организации и использованию бюджетных средств, для обеспечения ее экономического и социального развития. Разрабатывается бюджетная политика законодательной и исполнительной властью с привлечением специалистов. Бюджетная политика находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использование их на потребности государства. Основной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами и территориями. Бюджетная политика зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся:
· форма собственности
· структура экономики
· социальный состав населения
· интеллектуальный уровень
· уровень благосостояния
· состояние развитие экономики
· состояние денежного оборота
· стабильность денежной единицы и т.д.
К внешним факторам относятся:
· экономические отношения с другими государствами
· экспортные возможности государства
· интеграция в мировой экономической системе
Основными направлениями бюджетной политики являются:
v способствование процессу сбалансированной макроэкономической стабилизации и преодолению инфляционных процессов
v осуществление налоговой политики в направлении стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки
v проведение структурных реформ с целью экономического роста и повышению уровня экономики
v формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов
v оптимизация уровня бюджетного дефицита, государственного долга
v поиск дополнительных источников, доходов бюджета
Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетной стратегии и бюджетной тактики.
Бюджетный механизм и его деятельности
Для реализации бюджетной политики в государстве образовывается бюджетный механизм, который отображает конкретную направленность бюджетных отношений. Бюджетный механизм - совокупность методов, которые применяет государство, с целью организации бюджетных отношений и обеспечение необходимых условий для экономического и социального развитий. К основным методам бюджетного механизма относятся:
v бюджетное планирование и регулирование
v нормативы
v резервы
v управления бюджетными средствами
Бюджетное планирование и регулирование определяют финансовые возможности государства, относительно финансового обеспечения, развития экономики и их социальной сферы. Финансовые показатели обобщают доходы и расходы государственный долг, уровень инфляции и определяют уровень расходов бюджета на одного жителя и уровень налогов, которые уплачиваются одним работающим.
Нормативы характеризуют определенный уровень обеспеченности расходов.
Лимиты представляют собой определенное ограничение на расходы в интересах государства, субъектов хозяйствования и населения.
Резервы призваны нейтрализовать действия непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.
К системам управления бюджетными средствами представляют собой государства в лице ее исполнительных и законодательных органов, которые устанавливают методы распределения национального дохода, формы денежных сбережений и направления использования бюджетных средств.
К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относятся:
v бюджетное финансирование
v финансовая поддержка отдельных отраслей
v образования специальных фондов и резервов
Бюджетный процесс и его стадии
Реализация законодательных и нормативных бюджетных актов, происходит путем составления, рассмотрения, утверждения, выполнения, контроля за выполнением и рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов всех составных бюджетной системы.
Бюджетный процесс - четко регламентированная последовательность действия связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и контроля за выполнением. Бюджетный процесс организовывается в соответствии с бюджетным кодексом и состоит из 2 частей:
1. бюджетного планирования
2. выполнение бюджета
Бюджетное планирование - состоит из:
· определения общего объема и источников формирования доходной части бюджета
· объединение общего объема расходов бюджета и распределение их по группам и отраслям
· сбалансирование бюджета. Сбалансирование в бюджетном планировании является самым ответственным этапом, так как оно предусматривает приведение в соответствие расходов к доходам.
Оптимальным состоянием всех бюджетов является равность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами является бюджетным дефицитом, который требует установления источников его покрытия.
Процедура бюджетного клонирования - последовательность мероприятий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Эта процедура состоит из двух направлений:
1. Составление проекта бюджета
2. Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете
Составление проекта бюджета предусматривает:
1. Верховная рада направляет президенту бюджетную революцию, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год.
2. Министерство финансов на базе прогнозных макропоказателей экономического и социального развития разрабатывает прогнозный проект бюджета
3. Министерство финансов направляются в показатели прогнозного проекта бюджета министерством, ведомством, и другим органом исполнительной власти.
4. После согласования показателей министерство финансов составляет проект государственного бюджета.
5. Министерство финансов предоставляет кабинету министров на рассмотрение проект, закона о государственном бюджете, где он одобряется и в последствии предоставляется президенту Украины.
6. Президент предоставляет проект закона в верховную раду.
Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете, предусматривает:
1. Рассмотрение проекта в комиссиях и комитетах верховной рады
2. Министр финансов представляет доклад верховной раде по проекту закона и одновременно, председатель бюджетного комитета выступает с содокладом
3. Проходит обсуждение на заседаниях верховной рады и принимается соответствующие решение о принятии.
Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Ответственным за выполнение бюджета является кабинет министров, а оперативное руководство за выполнение бюджета возлагается на министерство финансов, государственную налоговую администрацию и государственное казначейство. Выполнение бюджета осуществляется на основании смет (роспись) доходов и расходов. Зачисление средств на счет бюджета и перечисления проводится через казначейскую систему самостоятельно
Бюджетный механизм – совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается функционирование государственного и территориальных бюджетов. Бюджетный механизм включается в состав финансового механизма наравне со страховым механизмом, налоговым механизмом, механизмом функционирования финансов предприятий и т.д.
Организационной основой бюджетного механизма является нормативно-правовое обеспечение реализации экономических отношений, складывающихся по поводу формирования и использования бюджетных фондов.
Бюджетное право, как правило, утверждается в Конституции страны. Реализация бюджетного права зависит от уровня компетенции, которой наделен орган власти, т.е. от предметов ведения, прав и обязанностей органов власти. В бюджетном процессе большинства государств происходит разграничение компетенций представительных и исполнительных органов власти.
Так, в компетенции правительства большинства постсоциалистических государств лежит разработка и представление в парламент или президенту для внесения в парламент проекта государственного бюджета и отчет о его исполнении.
Процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля за использованием выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти. Нормативно-правовая база осуществления бюджетного процесса строится с учетом государственного устройства. Реализуется бюджетное право через использование бюджетных полномочий.
Бюджетный механизм реализуется при помощи ряда финансовых методов и инструментов. К таким финансовым методам относятся: бюджетное планирование, бюджетное оперативное управление, бюджетный контроль, бюджетное обеспечение (бюджетное финансирование), бюджетное регулирование. Основные финансовые инструменты, применяемые в процессе мобилизации средств в бюджет: налоги, обязательные сборы, финансовые санкции. Инструменты, применяемые в процессе использования бюджетных ресурсов: нормативы бюджетных учреждений, финансовые стимулы (бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства).
Базовыми составляющими бюджетного механизма являются:
Бюджетные нормы и нормативы:
ставки заработной платы в бюджетных учреждениях, пенсий, стипендий;
ставки налогов и неналоговых платежей;
нормы расходов в бюджетных учреждениях;
нормы бюджетной обеспеченности;
размеры дотаций, субсидий, субвенций.
Бюджетные стимулы:
льготы по налогам юридическим и физическим лицам;
бюджетные кредиты;
налоговые каникулы;
отсрочки по оплате налогов;
списание задолженности по налогам;
предоставление финансовой помощи и поддержки.
Бюджетные санкции:
санкции за нарушение налогового законодательства;
санкции за нецелевое использование бюджетных средств;
пеня за несвоевременную уплату платежей;
уменьшение или приостановление бюджетного финансирования;
отмена предоставленных льгот.
Механизм формирования бюджетных ресурсов зависит от эффективности применения административных и экономических рычагов и методов привлечения средств в бюджетный фонд. К таким рычагам относятся:
разработка и анализ бюджетных запросов (обеспечивают связь между бюджетными учреждениями и Министерством финансов);
использование системы бюджетных ограничений (позволяет обеспечить путем подготовки информационно-аналитических обоснований регулирование соответствия потребностей в бюджетных средствах и возможности их удовлетворения);
проведение бюджетной экспертизы (способ бюджетной политики, с помощью которого осуществляется анализ каждого законопроекта с целью оценки его влияния на доходную и расходную части бюджета на текущий год,;
бюджетное нормирование;
бюджетное стимулирование;
бюджетное санкционирование.
Механизм распределения бюджетных ресурсов зависит от регламентации этого направления деятельности в отношении какой-либо формы распределения:
межбюджетное распределение доходов регламентируется порядком распределения доходов между бюджетами при помощи таких экономических инструментов как закрепленные доходы за разными бюджетными уровнями;
бюджетное регулирование регламентируется Порядком регулирования доходов местных бюджетов на основе процентных отчислений от общегосударственных доходов, межбюджетных трансфертов, дотаций выравнивания, субвенций;
межбюджетное перераспределение денежных средств регламентируется порядком перераспределения внутренних бюджетных потоков в виде изъятия бюджетного излишка и предоставления (получения) бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов;
межбюджетное распределение расходов осуществляется согласно порядку разграничения расходов между бюджетов по принципу субсидиарности;
бюджетное финансирование регламентируется порядком и условиями предоставления и использования средств (утверждается ВРУ) в виде сметного финансирования, государственных инвестиций, целевой ссуды из бюджета госпредприятия, государственных дотаций предприятиям и учреждениям;
бюджетное резервирование – согласно порядку формирования резервного фонда КМ Украины и резервных фондов местных советов;
бюджетное регулирование расходов – согласно порядку нормирования расходов бюджетных учреждения через установление норм бюджетного обеспечения (обязательные нормы расходов и расчетные нормы расходов).
Административными и экономическими инструментами механизм использования бюджетных ресурсов являются:
бюджетные назначения (полномочия, предоставляемые главным распорядителям бюджетных средств Бюджетным кодексов Украины и др. законами или решениями о местном бюджете);
бюджетная роспись доходов и расходов (метод установления порядка использования средств);
секвестр бюджета и бюджетная защита (в Украине оплата труда работников бюджетной сферы, начисления на зарплату, приобретение медикаментов и перевязочного материала, обеспечение продуктами питания, выплата процентов по государственному долгу, трансферты населению по социальной защите и социальному обеспечению);
бюджетное нормирование.
Особую роль в управлении бюджетными ресурсами в процессе их использования играет бюджетный мониторинг, который представляет собой систему постоянного наблюдения, оценки и прогнозирования состояния как бюджетной системы в целом, так и отдельных бюджетов.
Аналитическое задание:
Сравните Основные направления бюджетной политики за два предыдущих периода.
1В данном случае уравнение равноценно по смыслу уравниванию.
Понятие и специфические свойства бюджета
Общегосударственные финансы состоят из ряда централизованных фондов, основным из которых является государственный бюджет. Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы любого государства.
Термин « бюджет» в переводе с английского означает «кошелек с деньгами». Он возникает исторически там, где существует государство и товарно-денежные отношения.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета:
Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год и имеет силу закона, т.к. утверждается Парламентом и подписывается Президентом, и обязателен для выполнения всеми участниками бюджетных отношений.
Бюджет зависит от множества объективных и субъективных факторов, поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом историческом периоде в разных странах.
Оъективные факторы:
1. характер производственный отношений;
2. уровень развития производительных сил;
3. природные, экономические и социальные особенности каждой страны;
4. тип государства.
Субъективные факторы:
1. политика правительства в сооветствующем периоде;
2. приоритеты развития;
3. внешняя и внутренняя экономическая ситуация.
Бюджету присущи следующие свойства:
1. обезличенность доходов государственного бюджета, так как нет привязки к конкретным расходом;
2. бюджет влияет на национальную экономику через систему доходов и расходов;
3. расходы бюджета должны быть обеспечены финансовыми ресурсами, централизованы и должны своевременно осуществлялось финансирование предусмотренных мероприятий;
4. осуществление государственного контроля за исполнением бюджета;
5. формирование бюджетов по территориальному признаку;
6. возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей.
Понятие и значение бюджетных отношений
В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджетных отношений:
Бюджетные отношения – это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетнных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В составе финансовых отношений при обособлении чистого дохода зарождаются бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. Бюджетные отношения носят также и перераспределительный характер и опосредуют взаимосвязь субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия чистого дохода для формирования доходов государства.
С помощью бюджетных отношений происходит образование централизованного фонда денежных средств. Формирование бюджета можно представить в виде следующей схемы:
ВВП=С+V+М →м1
С (основные средства) +V (рабочая сила) = фонд возмещения
М – чистый доход
м1 – часть чистого дохода, которая идет на формирование бюджетного фонда, т.е это налоги и платежи.
м2 – часть чистого дохода, которая остается у субъектов хозяйствования.
Бюджетным отношениям присущи следующие особенности :
1. они носят денежный характер;
2. эти отношения обусловлены функционированием государства;
3. они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
4. опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде налогов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
5. носят перераспределительный характер;
6. они регулируются бюджетным и налоговым законодательством.
Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса.
Главным участником бюджетных отношений является государство.
Функции бюджета и бюджетный механизм
Бюджет выполняет2 основные функции:
1. распределительная;
2. контрольная.
С помощью бюджета происходит перераспределение значительной части национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение на различных уровнях между структурными подразделениями (межотраслевое и межтерриториальное) и между уровнями бюджетов.
Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, а также определить, в какой степени они соответствуют потребностям, как происходит распределение средств и насколько эффективно они используются.
Выделенные в порядке распределения ассигнования носят целевой характер и направлены на определенные экономические и социальные цели. Поэтому также необходимо осуществлять контроль за их использованием. Бюджетный контроль направлен на обеспечение исполнения бюджета и является частью финансового контроля.
В современных государствах бюджет используется в системе государственного регулирования воспроизводственного процесса, а это возможно благодаря бюджетному механизму.
Бюджетный механизм – это совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.
Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета – обезличенность доходов государственного бюджета, то есть нет их привязки к конкретным расходам.
С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет ВВП, национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы и создает условия для контроля за экономическими процессами.
4. Экономическое содержание, назначение и роль государственного бюджета
Экономическое значение бюджета состоит в том, что он может активно воздействовать на общественное производство с помощью налогов и направлять мобилизованные ресурсы на развитие приоритетных отраслей экономики. Это дает возможность правительству реализовывать свою экономическую, социальную, внешнюю и внутреннюю политику.
Государственный бюджет имеет внешние признаки, а именно форму и ее материальное содержание.
По организационной форме бюджет– это финансовый план государства, который занимает центральное место в общей системе финансовых планов.
По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства.
По социальной сущности государственный бюджет – это основное орудие или инструмент перераспределения национального дохода.
Следовательно, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который отражает экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фонда денежных средств.
Назначение государственного бюджета состоит в следующем:
1. с его помощью осуществляется перераспределение ВВП и национального дохода;
2. осуществляется государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. осуществляется финансовое обеспечение социальной политики;
4. производится контроль за образованием и использованием фонда денежных средств бюджета.
Роль государственного бюджета:
1. с помощью государственного бюджета обеспечивается выполнение функций по управлению, возложенных на государство;
2. бюджет является инструментом перераспределения денежных средств между отраслями экономики, экономическими регионами и социальными группами населения;
3. бюджет является основой содержания непроизводственной сферы.
Государственный бюджет функционирует с помощью особых экономических форм - доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта.
Бюджетный механизм
Бюджетный механизм – совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства.
Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:
1) формы организации отношений в бюджетной сфере;
2) методы концентрации бюджетных средств;
3) принципы расходования бюджетных средств;
4) объем средств бюджета, которые используются государством, регионами, органами местного самоуправления.
В структуре бюджетного механизма определены три звена :
1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;
2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;
3) распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней.
Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.
Выделяют следующие блоки бюджетного механизма :
1) блок планирования и прогнозирования бюджета;
2) блок исполнения бюджета;
3) блок бюджетного контроля.
Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.
С помощью различных методов блока планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля за общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.
В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:
1) федеральный бюджет;
2) региональные бюджеты;
3) местные бюджеты.
Специфика каждого из звеньев бюджетной системы – в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве.
Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.