Годы жизни а маслоу. Работы А

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку.
Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком. В школе он становится лучшим учеником, потому что все свободное время проводит в библиотеке, скрываясь от одноклассников и домашних проблем.
По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.
На становление Маслоу как психолога-исследователя непосредственным образом повлияли сложные отношения с матерью, которая воспитывала сына в жестком, авторитарном стиле. Именно негативные детские воспоминания стали толчком к изучению психики человека. В своих воспоминаниях Маслоу писал: «Мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой мать».
В двадцатилетнем возрасте Абрахам женился на своей кузине Берте Гудман и переехал в Висконсин. В 1928 году они вместе поступили в университет.
Женитьба и новое место жительства существенно повысили самоуважение и самооценку Маслоу, который всегда испытывал комплексы по поводу своей внешности, поэтому избегал публичных мест.
В университете Маслоу с усердием занялся наукой. На предпоследнем курсе университета у него возникает интерес к психологии. Под влиянием идей Джона Уотсона, отца американского бихевиоризма, он выбирает психологическую тему для курсовой работы.


Видение Маслоу психологии человека

Долгие годы Маслоу считал, что путь к разрешению мировых проблем лежит через естественнонаучный подход к человеческому поведению. Но со временем эта трактовка стала для него неприемлемой.
В университете Висконсин он начинает заниматься опытными исследованиями поведения животных. Под руководством Гарри Харлоу сделал работу по вопросам доминирования и сексуального поведения обезьян. Тема сексуальности в те времена была для общества щепетильной, поэтому немногие решались ее затрагивать.
В 1937 году выходит первая научная публикация о кросс-культурных исследованиях в индейской резервации.


Маслоу – основатель гуманистической психологии

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке.
М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи.
Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность » вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду . В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей.
В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ».
В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей.
Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов. После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества. Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдштейном, который первым использовал сам термин. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования. Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребность в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; 2) принятие (себя, других, природы); 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); 5) некоторая отъединенность и потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний, 9) чувства сопричастности, единения с другими, 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора, 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры. В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации 1. Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием. 2. Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития 3. Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. 4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия. 5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума 6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций. 7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования. 8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон. Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией. В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии. Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». Умер Абрахам Маслоу 17 февраля 1970 г.

МАСЛОУ Абрахам Харольд

Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970)- американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951). С1951 по 1969 г. М. -профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. - президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду Гуманисту Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала Eupsychian Management. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному- любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоид-ной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации - раскрытии заложенных в человека потенций. В 40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических уровней потребностей (так называемая пирамида М.). Низшие потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении развития человека привели его к идеальной модели эвпсихического общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: Motivation and Personality , N.Y., 1954; Toward a Psychology of Being, N.Y., 1962; Religions, Values, and Peak-experiences, Columbus, 1964; The Psychology of Science, N.Y., 1966; The Farther Reaches of Human Nature, N.Y., 1971. В рус. пер. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982; Мотивация и личность, СПб, 1999. Д.А.Леонтьев

» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности . Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории , занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей .

Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения 1 апреля (1908-04-01 )
Место рождения Бруклин , Нью-Йорк
Дата смерти 8 июня (1970-06-08 ) (62 года)
Место смерти Менло-Парк , Калифорния
Страна США
Научная сфера психология , основатель гуманистической психологии
Место работы
Альма-матер
Учёная степень доктор наук
Научный руководитель Харлоу, Гарри Фредерик
Известные ученики Steve Andreas [d]
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм . Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году , по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете , где профессором психологии был Э. Б. Титченер .

В Висконсинском университете он стал бакалавром (), магистром () и доктором наук () . Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов .

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы . В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса . Он проработал там до 1969 года . Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология .

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого .

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии - революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет .

Сестра - антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса .

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ , изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека .

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях » (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций .

Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии , получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание .

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста .

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил

Полное имя известного психолога — Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970). Его можно смело назвать одним из основателей современной психологии. Ученый разработал иерархию человеческих потребностей — «Пирамида Маслоу», которая нашла свое применения во многих сферах жизни общества.

Абрахам Маслоу был в числе первых, кто стремился изучить природу человека не только в контексте расстройств и болезней психики, как сложилось в практике, но и сконцентрироваться на познаниях глубинной сущности человека здорового.

В середине прошлого века идеи Маслоу совершили переворот в области психологии. Сначала они были восприняты настороженно и критично, поскольку шли в разрез с существующими представлениями (психоанализ Фрейда и бихевиоризм), что человеком движут бессознательные импульсы и инстинкты. Маслоу верил в более высокую сущность человека — в его огромный потенциал, стремление и способности к саморазвитию и самореализации, в позитивные проявления человеческой личности такие, как любовь, альтруизм, креативность и т.д. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее важны и интересны.

Знаменитый психолог стал также широко известен благодаря созданию иерархической модели человеческих потребностей – Пирамида Маслоу. Данные идеи ученого были впервые опубликованы в 1943 г. в журнале Psychological Review. В иерархии потребностей рассматривалось 5 уровней.

Эта ступенчатая модель подразумевает, что только после удовлетворения потребностей, размещенных на более низких уровнях, у индивидуума появляются запросы, относящиеся к более высоким сферам. Однако Маслоу признавал, что данная модель обобщенная, не является фиксированной и во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Существуют же такие явления как голодный поэта, альпинист, который игнорирует безопасность в своей решимости достичь вершины или человек, который уходит от социума, чтобы стать отшельником.

Маслоу определил самореализацию, самоактуализацию (развитие и реализация своих способностей) как вершинное переживание личности. Но в последние годы жизни он пересмотрел свою теорию и признал, что переживанием наивысшего порядка является не самореализация, а самотрансцендентность – выход за пределы собственного я. Состояние, когда человек всецело до самозабвения поглощен, сконцентрирован или зачарован происходящим. В такие моменты человек может чувствовать свое единство с кем угодно или даже с чем угодно за пределами границ своего Я, собственной психики. Примерами может служить медитация, погруженная молитва. Такое состояние часто связано с глубоким духовным опытом индивидуума.

Концепция Маслоу о мотивации и потребностях личности со временем прибрела простую схематичную форму пирамиды или треугольника (рис. выше), что способствовало её быстрому распространению и популяризации за пределами психологических наук.

На идеи знаменитого психолога обратили внимание в сфере управления персоналом. Менеджеры стали приходить к пониманию того, что можно добиться повышения производительности труда, выходя за рамки сложившейся примитивной схемы «работа-деньги». Необходимо также создать условия работнику для возможности удовлетворения более высоких потребностей из Пирамиды Маслоу. На предприятиях стали возникать и развиваться идеи о правильной расстановке кадров, развитии персонала, перемещении по вертикальной и горизонтальной карьерной лестнице и т.д.

Пирамиду потребностей Маслоу стали применять в своей практике экономисты и маркетологи. Товар стал рассматриваться не только как набор определенных свойств, но и в плане того, какую конкретную человеческую потребность он удовлетворяет. Маркетологи предприятий начали ломать головы — как в своем продукте можно соединить удовлетворение как можно большего числа потребностей покупателя. Например, создавая бренд (статусный дорогой продукт) производители стремятся удовлетворить не только какую-то одну потребность из нижних ступеней, но также реализовать запросы из верхних рядов Пирамиды – в признании и уважении.

Итак, иерархическая концепция потребностей по Маслоу широко применяется в теориях менеджмента, в теории мотивации и поведения потребителей, в социологии и др.

Обобщая информацию, хочется сказать о личности Маслоу, что его гуманистический подход является своеобразной философией жизни, основанной на позитивных взглядах на природу людей, а также является одной из самых ранних попыток в психологии учитывать в человеческом существе его духовное начало.

Биография Абрахама Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в семье евреев, которые переехали в США из Российской империи. Он был первенцем у многодетных Самуила и Розы Масловых. Если бы не определенные обстоятельства, вынудившие семью покинуть Россию, вполне возможно, что знаменитого психолога мы бы знали как нашего соотечественника по фамилии Маслов Абрам Григорьевич.

Детство Маслоу было трудным, если не сказать тяжелым. Он и еще 6 детей — его братьев и сестер росли в бедности и равнодушии со стороны родителей. Отца очень часто не было дома, а мать была чрезмерно строгой и отстраненной, от неё дети не видели ни любви, ни заботы. Отец Маслоу частенько выпивал и обижал сына, груба критикуя его внешность и черты характера.

Когда Абрахаму было 9 лет, семья из еврейского района перебрались в другой. Внешность мальчика была характерно еврейской и поэтому ему пришлось столкнуться с большими трудностями – враждебностью и расовой дискриминацией.

Не находя понимания и любви среди людей, Маслоу нашел утешение в библиотеке за чтением книг.

Окончив в 1926 году школу, в которой Абрахам был одним из лучших учеников, он по наставлению отца поступил в юридический колледж Нью-Йорка. Однако спустя некоторое время Маслоу осознает, что юриспруденция не его стезя.

В 1928 он покидает Нью-Йорк и поступает Висконсинский университет (Мадиссон), на базе которого оканчивает курс по изучению психологии, после чего в 1930 году становится бакалавром, через год оканчивает магистратуру и еще через пару лет спустя получает степень доктора психологии.

В это время в 1928 году происходят изменения и в личной жизни Абрахама — он делает предложение руки и сердца своей кузине Берте Гудман, которую любил еще с подросткового возраста. Его чувства оказались взаимны и они создают семью. Учеба и бракосочетание стали для него ключевыми жизненными событиями. Маслоу стал не только хорошим мужем, но и отцом двух прекрасных дочерей. «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь». Эти счастливые семейные годы продлятся до самой смерти ученого.

В 1934 году Маслоу возвращается в Нью-Йорк, работает при Колумбийском университете вместе с известным бихевиористом Эдвардом Торндайком. Вначале он также был сторонником бихевиоризма, однако вскоре его увлекли другие концепции.

В 1937 году Абрахам Маслоу занимает должность профессора при Бруклинском колледже, в котором трудился 14 лет. Нью-Йорк того времени он вспоминает как центр мира психологии: услуги психологов, психотерапевтов и психоаналитиков были весьма востребованы. Здесь Маслоу познакомился с рядом знаменитых ученых из европейских стран, искавших в Соединенных Штатах убежища от нацизма: Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Карен Хорни, Куртом Гольдштейном, а еще с Рут Бенедикт и родоначальником гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. Рут и Макс стали наставниками и друзьями для Маслоу, а также вдохновили его на исследование самоактуализирующихся личностей. Толчком для начала его работы над теорией самоактуализации стали огромный интерес и страстное желание ученого понять «каким образом им (Бенедикт и Вертгеймеру) удается так кардинально отличаться от других живущих в этом мире людей».

Вначале пути гуманистические идеи Маслоу вызвали у его соотечественников — психологов, сторонников бихевиоризма или фрейдизма, весьма негативную оценку. В то время как студенты обожали Маслоу, известные журналы и издания по психологии отказывались публиковать его научные труды, а коллеги — сотрудники кафедры старались избегать.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в недавно основанном университете Брандейса и занимал эту должность до 1969 года. С этого момента его идеи начинают постепенно признаваться, а гуманистическая психология формируется в качестве самостоятельного направления. К Маслоу приходит признание, а в 1967 году его даже избирают главой Американской ассоциации психологов, чему он был весьма удивлен.

Абрахам Маслоу скончался в 1970 г. в Менло-Парк, (Калифорния) от сердечного приступа в возрасте 62 лет.

Видный американский психолог Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей, поэтому родители, которым не повезло самим получить образование, всячески содействовали первенцу в этом вопросе. Однако не всё было так радужно, как может показаться на первый взгляд.

Мать Маслоу была весьма религиозной женщиной, и постоянно напоминала детям о той расплате свыше, что грозит им за малейшие проступки, не забывая о земных наказаниях, на которые была весьма щедра. Из-за этого отношения мальчика с ней были весьма натянутыми вплоть до её смерти. Поначалу не заладились отношения и с отцом, который часто выпивал, изменял жене, влезал в драки, но позже первенец четы Маслоу помирился с ним.

Но пока Абрахам Маслоу ещё юн, из-за своей национальности одинок и несчастен. Стесняясь своего внешнего вида, мальчик пытался компенсировать щуплость и неказистость занятиями спортом. Не добившись заметных результатов на этом поприще, с тем же рвением Абрахам Маслоу переключился на науку. Друзьями ему стали книги, благо недостатка библиотек в Нью-Йорке не наблюдалось. А летние месяцы проходили в работе в фирме своей семьи, которая занималась производством бочек.

Поддавшись уговорам отца, 18-летний Абрахам Маслоу поступил в Сити-колледж родного города, где приступил к изучению юриспруденции. Но вскоре понял, что это не его стезя. В это же время он увлёкся поведенческой психологией Д. Уотсона. Поэтому в 1930 году в университете Висконсина он получил степень бакалавра именно по психологии. Годом позже – магистра гуманитарных наук, а ещё три года спустя – доктора.

Женился Абрахам Маслоу в 20 лет на Берте Гудман (своей первой любви), с которой был знаком со школы, она же была его кузиной, поэтому чета Маслоу была против этого брака. Но сын не послушал родителей и сочетался браком прямо перед переездом в Висконсин, где и появились на свет две его дочери Эллен Маслоу (впоследствии получившая докторскую степень и ныне работающую психотерапевтом) и Энн Каплан.

В своей alma mater Абрахам Маслоу работал с Г. Харлоу, в лаборатории приматов по изучению поведения макак резусов. Докторскую диссертацию он посвятил исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян.

В Нью-Йорк он вернулся в 1937 году уже доктором, где начал работать с Э. Торндайком, известным теоретиком в области научения, в Колумбийском университете. А какое-то время спустя стал преподавателем Бруклинского колледжа, которому посвятил 14 лет. Именно в этот период он познакомился с большинством известнейших психологов, бежавших из Европы, общение с которыми в неформальной обстановке впоследствии оказало влияние на его теорию.

В 1943 году в Психологическом обозрении вышли две небольшие статьи Абрахама Маслоу, которые можно назвать первым шагом к его будущей теории. Он уже разочаровался в бихевиоризме, считая, что человек низводится до состояния стимульно-реактивного механизма. А вот именно то, что делает человека человеком, остаётся за кадром.

В 1951 году Абрахам Маслоу заступил на пост заведующего кафедрой психологии в университете Брэндейс, в Массачусетсе. Тогда же в журнале «Социальной психологии и психологии отклонений» вышла статья, в которой он критиковал А. Кинси за некорректную выборку респондентов в социологическом исследовании на сексуальные темы. Вообще с редакторами психологических изданий у Абрахама Маслоу были напряжённые отношения, его статьи принимались со скрипом или получали отказ в публикации. А вот студенты души не чаяли в своём внешне невзрачном преподавателе.

В 1954 году вышла в свет первая значительная работа «Мотивация и личность», на страницах которой и была рассказана иерархическая теория потребностей, которая сегодня известна всему миру. Абрахам Маслоу представил общественности свою пирамиду, в основании которой были заложены базовые потребности человека, а вершину составила потребность в самоактуализации. Именно её он считал врождённым человеческим стремлением, но прежде чем полностью раскрыть все свои задатки и способности, человек должен полностью удовлетворить все остальные ступени пирамиды. Немало внимания уделил Абрахам Маслоу комплексу Ионы, согласно которому, человек, предпочитая налаженное, но ограниченное существование, избегает дополнительной ответственности, серьёзных жизненных успехов, так как это может привести к потере контроля. Это своего рода барьер к достижению вершины пирамиды потребностей.

В последующие годы теория получила широкое распространение, правда, немало критики было высказано её автору. Хотя и сам он признавал, что его труд скорее является дополнением к естественно-научному подходу.

В 1961 году Абрахам Маслоу оставил пост заведующего кафедрой, но остался работать профессором психологии. В 1962 году была опубликована работа «К психологии бытия», в которой человеческие потребности были поделены на низшие, возникающие от нехватки чего-либо, насыщаемые, и высшие, которые ориентированы на развитие и рост, ненасыщаемые. Впрочем, эту работу, как и «Дальние пределы человеческой природы» (вышедшую уже после смерти автора) сам Абрахам Маслоу рассматривал как предварительные изыскания.

В 1967-1968 годах он стал президентом Американской психологической ассоциации. А в 1969 году он ушёл в Благотворительный фонд У. Логлина в Менлоу-парк, что в Калифорнии. Здесь он смог заняться философией демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году, 8 июня, сердечный приступ оборвал научные изыскания Абрахама Маслоу .

Однако его книги («Мотивация и личность», «Психология Бытия» и другие) популярны и по сей день. Он начинал с бихевиоризма, попал под влияние психоанализа, оказал огромное влияние на гуманистическую психологию. Поэтому причислить его имя к тому или иному направлению не представляется возможным. Однако, его теория самоактуализации продолжает волновать сторонников разных направлений и сегодня. Её применяют многие ученые, и порой весьма успешно.

Похожие публикации