Иона русский митрополит. День памяти святителя ионы, митрополита московского и всея россии чудотворца

Митрополит (ск. 31.03.1461), первый из предстоятелей Русской Церкви, избранный Собором епископов совершенно независимо от Константинопольского патриарха. Уроженец г. Солигалича (Костромского), он еще в двенадцатилетнем возрасте принял монашеский… … Русская история

Святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался Киевский и всея Руси).† 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18… …

Иона св., митрополит московский, родился близ Солигалича, на 12 м году постригся в монашество в Галиче, потом перешел в Симонов монастырь в Москву. Здесь он являлся строгим охранителем монашеских уставов, за что подвергался гонениям. В 1437 г. он … Биографический словарь

Иона, епископ Рязанский, митрополит Московский - Иона (ум. 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. И. – первый русский митрополит, назначенный без утверждения константинопольским патриархом. И. был впоследствии канонизирован, и более… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Святой, митрополит московский, род. в с. Одноушеве близ Солигалича; умер 31 марта 1461 г. Он принял монашество в одном из галицких монастырей, имея всего 12 лет от роду, затем он был иноком в московском Симонове монастыре и здесь обратил на себя… … Большая биографическая энциклопедия

Святитель, епископ Великопермский, Устъвымский.† 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля ив 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского… … Большая биографическая энциклопедия

Иона, св. митрополит московский† 1461 г. 31 марта.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896 1918 … Большая биографическая энциклопедия

Московский академический театр сатиры - 1 октября 1924 года в Москве в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке был открыт Московский театр сатиры. Возглавил новый театр режиссер Давид Гутман. В создании первого спектакля обозрения Москва с точки зрения принимали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Лиса и Заяц. Графический роман , Олейников Игорь Юльевич. О книге`Почему такие сильные и большие животные как Медведь и Бык и такое смелое животное как Собака испугались одной Лисы? И почему Лиса в свою очередь испугалась маленького Петуха? В этой…
  • Улица Герцена, 13 , Ю. А. Федосюк. Книга посвящена Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Описывается история ее здания иона сама как один из ведущих центров подготовки музыкальных кадров и…

Родился в 90-х годах XIV века в селе Одинцове близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор. В 12 лет принял монашеский постриг в одном из галичских монастырей. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря.

С 1431 года - епископ Рязанский и Муромский.

Был избран на Соборе 15 декабря 1448 года митрополитом Киевским и всея Руси. Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлёк к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время. По-видимому, фигура митрополита Герасима, по непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности) требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату. И бесспорно ещё великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе. Юрий Дмитриевич продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433-1434 годах дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 году князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 или начале 1436 года. Иона отправляется в Константинополь. Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки поставили на русскую митрополию своего Исидора.

Когда Исидор по принятии им унии был низложен, Иона был посвящен в митрополиты Московские 15 декабря (1448) года собором русских святителей в Москве. Посвящение его, по благословению Патриарха Константинопольского Григория III, было впервые совершено русскими архиереями в Москве. Постоянно проживал в Москве и стал последним московский святителем, носивший титул митрополита Киевского. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя.

С избранием Ионы митрополитом, Московская Русь отвергла предложение Литвы, привезенное Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Московской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.

Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.

При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году.

Иона скончался 31 марта 1461 года. Через после смерти Пахомием Сербом была написана ему церковная служба, в 1472 году были открыты мощи святителя (хранятся в Успенском соборе Московского Кремля) и установлено его местное почитание. В 1547 году при митрополите Макарии он был прославлен для общецерковного почитания.

Митрополит Иона (1448-1461 гг.)

Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в продолжительной борьбе московского князя Василия Васильевича из-за великого княжения с Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который имел претензии на великокняжеский стол по древнему праву родового старшинства. В начале, правда, Шемяка, завладевший великокняжеским столом в 1446 г., своими вероломными обещаниями склонил Иону к одному действию, направленному во вред Василию Васильевичу. Иона выдал Шемяке, за своим ручательством, сыновей Василия, но тотчас же восстал против вероломного князя, как только тот злоупотребил его доверчивостью. И сам Василий Васильевич впоследствии ничего не имел против митрополита Ионы, очевидно зная, что поступок святителя был результатом просто незлобивой ошибки. С тех же пор, как в 1447 г. Василий Васильевич согнал Шемяку с великокняжеского стола, св. Иона уже не переставал всячески помогать великому князю смирить его соперника. Писал Шемяке от лица всего русского духовенства смирительную грамоту с угрозой церковного отлучения. Такие же грамоты разослал к сторонникам Шемяки: неоднократно писал новгородцам и в мятежную колонию - Вятку. Помогал митрополит Иона московскому князю насколько мог своим авторитетом и в борьбе с внешними врагами - татарами. Татарское иго над Русью почти уже совсем ослабело, но приходилось еще считаться с частыми набегами и расплачиваться с эфемерными победителями не совсем легкой «данью». Великому князю существенно необходима была для облегчения этой борьбы согласная помощь князей удельных, о чем и просил последних митрополит в специальных к ним посланиях, стараясь иногда действовать на них и через местных епископов. Еще одно церковно-правительственное деяние митр. Ионы также может быть учитываемо, как содействие возвышению авторитета Москвы. Это - торжественное причтение к лику святых митр. Алексия, нетленные мощи которого были найдены по случаю постройки церкви в Чудовом монастыре.

Государственное значение и государственный авторитет митрополита сохраняли при св. Ионе еще прежнюю свою силу. Иона при Василии Васильевиче, как и прежние митрополиты, во всех важных делах государственных был неизменным советником. К нему, как к ходатаю и поручителю, обращались все, имевшие дипломатические дела с Москвой: польский король, псковичи, Шемяка и его союзники…

Хотя митр. Иона и был в полном смысле ставленником Москвы, однако продолжал еще некоторое время быть фактическим митрополитом всея Руси. Но об утверждении своей власти над литовской половиной митрополии он должен был предварительно особо позаботиться. После бегства митрополита Исидора из России, Литовская Русь, как мы видели, могла еще снова принять его, как своего законного начальника, о чем Исидор и вел с ней переговоры как раз пред самым поставлением Ионы. Решаясь на это поставление, великий князь Василий Васильевич сносился с великим князем литовским и вместе с королем польским Казимиром (1440-1492) и только по получении от него согласия, созвал собор, рукоположивший Иону.

Однако, русские епархии литовского государства не сразу оказались под властью митроп. Ионы. Только в следующем 1449 г. митр. Иона, пользуясь состоявшимся между Казимиром и Москвой мирным договором, выхлопотал себе у повелителя Литвы право фактического управления литовско-русскими епархиями. Для увещания православного населения этих епархий - подчиниться митрополиту, поставленному на Москве, Иона писал особые послания, из которых до нас сохранилось два: 1) ко всем князьям и панам и боярам и наместникам и воеводам и всему купно литовско-галицкому людству и 2) к киевскому князю Александру Владимировичу. Согласие населения, видимо, было получено, и Казимир грамотой от 1451 г. подтвердил за Ионой право на «столец митрополичь киевский и всея Руси, как первие было по уставлению и обычаю русского христианства».

Этим актом подчинялись московскому митрополиту епархии Литвы, но оставлялись вне сферы его влияния епархии Галицкие. При тогдашнем разделении Литвы и Польши, Казимир в Польше не имел той полноты государственной власти, как в Литве, и должен был в большой степени подчиняться воле народа польского. Галичина же принадлежала к собственной Польше, как ее завоеванная часть, и там король прислушивался более уже к голосу латинского духовенства и соображался с интересами узко-национальными. Вот почему и специальные ходатайства Ионы о подчинении ему галицких епархий Казимир оставил без последствий.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1448: Оказание верующими помощи друг другу. 1933 (6026, 6027). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Запись 1448 Когда мы слышим дурные отзывы о каком-нибудь человеке, то внутренне сравнивая его с собою, говорим в сердце своем: я не таков, я, в сравнении с ним, совершенство, и мечтая так о себе и осуждая внутренне других, услаждаемся своим превосходством пред другими. Это

Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

На слова из книги пророка Ионы: Востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем по проповеди преждней, юже Аз глаголах тебе. И воста Иона и иде в Ниневию, якоже глагола Господь (Иона 3:2–3). Вот проповедует Иона в Ниневии, Иудей - среди беззаконников. С грозной

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев) Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора

Митрополит Иона (1448-1461 гг.) Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том I автора Карташев Антон Владимирович

Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец (+ 1461) Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 окт. вместе с московскими святителями и всея России

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.) Митрополит Феодосий занимал свою кафедру очень непродолжительное время с (1461 по 1464 г.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что,

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Иона II (1503-1507 гг.) Результаты победы и укрепившегося через нее положения вел. кн. Елены выразились, между прочим, и в том, что именно по ее предложению в преемники скончавшемуся еще в 1501 г. митр. Иосифу I Болгариновичу был выдвинут самой Еленой кандидат совершенно

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Русская Церковь (1448–1800) «Третий Рим». Создание Московского патриархата. На Флорентийском соборе греческий «митрополит Киевский и всея Руси» Исидор был одним из главных архитекторов унии. Подписав декрет об унии, он возвратился в Москву в 1441 г. римским кардиналом, но был

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Поучение 1-е. Св. Иона, митрополит Московский (Уроки из его жизни: а) должно служить Богу, б) помогать несчастным и в) любить свое отечество) I. Св. Иона, митрополит Московский, память коего Св. Церковь совершает в настоящий день, с юных лет возлюбил уединение и труды

Из книги автора

Митрополит Иона (+1461) Митрополи?т Ио?на (1390?е, село Одноушево близ Солигалича – 31 марта 1461, Москва) – митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по1461; святой Русской Церкви (канонизирован Макарьевским собором в 1547 году).Родился в 1390?х годах в селе Одноушево близ Солигалича в семье

Из книги автора

ИОНА, святый, митрополит Киевский и всея России чудотворец родился в Галиче; отец его, Федор Опаушев, прозывался Одноуша. Иона постригся 12-ти лет в одном Галичском монастыре, а оттуда перешел в Московский Симонов монастырь. В 1437 году Иона посвящен был во епископа

Из книги автора

1448. При каких условиях допускается перемена обители Милость Божия буди с вами! Не умею сказать, как вам лучше - жить в этом монастыре, в коем живете, или перейти. - Но думаю, что лучше не переменять места, когда искушения, о коих вы поминаете, суть обычные искушения, которые

Епископ Рязанский

Кафедра в Рязани была учреждена 26 сентября 1198 г., когда в Рязань был поставлен первый епископ Арсений с титулом Рязанский и Муромский.

1. (1198-1213 гг.). По В.Н.Татищеву Арсений рукоположен во епископа сентября 1198 г. из игуменов некоего монастыря. Летописи говорят о нем много хорошего: Энергичный, заботливый о пастве, горячий патриот и радетель земли рязанской. Епископ Арсений был инициатором строительства крепости в Переяславле Рязанском. Точной даты смерти Арсения нет, но предположительно он скончался в 1213 г.

Епископы Муромские и Рязанские

2. Епископ ЕВФРОСИН I СВЯТОГОРЕЦ (1223-1237 гг.).
3. Епископ ФИЛИПП. . Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
4. Епископ ЕВФИМИЙ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
5. Епископ ИОСИФ I (1284-1285 гг.). Рукоположен во епископа в 1284 г. митрополитом Максимом. Рязанскую кафедру занимал недолго.
6. Епископ ВАСИЛИЙ I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).

Святитель Епископ Василий Рязанский

Святитель Епископ Василий Рязанский

В 1248 - 1345 гг. сведения о муромских князьях отсутствуют.
Предание о святителе Василии сбивчиво и анахронично. С этим именем известно три епископа:
1. Первый Святитель Василий пришёл вместе с (1096 - 1123 гг.) и окрестил жителей Мурома в 1097 г.
2. Василий I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).
3. Василий II (1354-1360 гг.) - епископ при Муромском князе Юрии (Георгий) Ярославиче (1345 - 1354 гг.).
«По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива» (Житие святителя Василия).
Возведен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., а князь Юрий Ярославич был сведён в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умер в заточении.
О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.
Свт. Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем (1239 г.).
Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию вечером и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у неё сапоги. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ приступил к самосуду над Василием. Было решено изгнать епископа.
Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.
Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку.
Святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и быстро поплыл по реке против течения. Мантия сделалась для него легким кораблем. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был уже далеко.
Подобному же изгнанию, судя по житию, подвергся святитель Иоанн Новгородский. Но бойкие новгородцы сумели перехватить плот, на котором он плыл вверх по реке, и святитель вернулся в Новгород.
После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую). Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.
Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. Во время одного опустошительного набега татаро-монголов, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию пришлось перебираться в Переславль-Рязанский (Новая Рязань). Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.
Рязанский князь Ингварь Ингваревич (1237-1252 гг.) оставил Старую Рязань, сел в Переславле Рязанском, тем самым положив начало его возвышению как столицы княжества.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. 3 июля (ст. стиль) святитель Василий скончался. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

В 1354 г. Василий II был рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.), который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии.
Источники не указывают, с какого времени Муром и Рязань входят в одну епархию. Известно только, что в конце XV века эти города управляются одними и теми же епископами.

Особое место среди святынь занимает крипта (это помещение использовалось первоначально под братскую усыпальницу). Первое, чем примечательна эта крипта, то, что в ней находится треугольной формы комната с нишей, в которой были обретены нетленные останки святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора. Второе - тем, что это место где погребен в 1129 г. первосвятитель Муромской земли святой епископ Василий (местно память его празднуется 21 июня / 4 июля), крестивший в конце XI в. в водах реки Оки муромских язычников. Мощи его находятся под спудом, а место его захоронения отмечено деревянной резной ракой с его изображением в полный рост.


Деревянная резная рака святого епископа Василия


Свт. Василий крестит муромцев в Оке: клеймо иконы св. блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора в житии, 1714 г. А.И. Казанцев и его сын Петр. Фонд МИХМ

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского в Муроме

В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в Муроме в (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Почитание и прославление

Он не был канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 г., но его местное почитание скорее всего явилось следствием соборного прославления Муромских чудотворцев.
Мощи святителя Василия были обретены в Рязани у Борисоглебского собора 10 июня 1609 г. и перенесены в кафедральный Успенский (ныне Христорождественский) собор.


Христорождественский храм Рязани

Обретение и перенесение святых мощей святителя было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605-1617 гг.). Мощи были положены под спудом на левом клиросе. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия упоминается во всех церквах Рязанской епархии.
Указом 1814 г. Святейший Синод разрешил праздновать память святителя Василия 21 мая, вместе с Муромскими чудотворцами. Указом Святейшего Синода 1881 г. утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля - в день блаженной кончины (преставление) и 10 июня - в день перенесения его мощей. Местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая по юлианскому календарю.

Святитель Василий Рязанский

Людмила Колодяжная

От монастырской братии,
сгубленной клеветою,
Василий плывет на мантии,
ставшей ему ладьею.
Прочь - от народа хмурого,
прочь - от злобных наветников,
прочь - от родного Мурома,
точно птица из клети.
Плывет по речной осоке,
по каменистым порожкам,
стоит, опершись на посох,
в луче, ниспосланном, Божьем.
Парит над речною гладью,
стоя на мантии строгой,
словно последний праведник,
Святитель, избранный Богом.

Епископы Рязанские и Муромские

7. Епископ СТЕФАН. Епископ Стефан упоминается в 1303 г. Он современник рязанского князя Михаила. Ярославича. Год смерти Стефана неизвестен.
8. Епископ МИТРОФАН.
9. Епископ САВВА. Упоминаются в 1304 г. Других сведений нет.
10. Епископ ГРИГОРИЙ.
11. Епископ ЕВФИМИЙ.
12. Епископ ФЕОДУЛ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
13. Епископ МИХАИЛ. Значится в Синодиках перед Кириллом. Сведений нет. Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
14. Епископ КИРИЛЛ II. Рукоположен во епископа митрополитом (1328-1353 гг.). Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
15. Епископ ИОСИФ II.
16. Епископ ГЕОРГИЙ. Упоминаются в 1340 г. Других сведений нет.17. Епископ ВАСИЛИЙ I (1354-1360 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии. Год смерти неизвестен.
18. Епископ АФАНАСИЙ (1360-1378 гг.). О епископе Афанасии ничего неизвестно.
19. Епископ ВАССИАН. Упоминается в 1379 г. Других сведений нет.
20. Епископ ФЕОКТИСТ I (1385-1387 гг.). Рукоположен во епископа в 1385 г. митрополитом Московским Алексием. Феоктист I принимал участие в переговорах в Рязани игумена Сергия Радонежского с великим князем Олегом Ивановичем.
21. Епископ ФЕОГНОСТ I (1387-1389 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Пименом (1385-1390 гг.) 15 августа 1387 г. во Владимире на Клязьме. Год смерти неизвестен.
22. Епископ ИЕРЕМИЯ ГРЕК (1389-1392 гг.). Рукоположен во епископа в Царьграде митрополитом Киприаном в 1389 г. Год смерти неизвестен.
23. Епископ ФЕОГНОСТ II (1393-1407 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Киприаном в 1393 г. Феогност II в числе святителей присутствует в Москве в 1394 г. при посвящении епископа Ростовского Григория. Скончался в 1408 г.
24. Епископ ЕВФРОСИН II. Упоминается в 1410 г. Других сведений нет.
25. Епископ СЕРГИЙ (АЗАКОВ) (1423-1427 гг.). Рукоположен во епископа в 1423 г. митрополитом Фотием (1410-1431). До 1423 г. Сергий был архимандритом Симонова монастыря.
26. (1431-1448 гг.).
27. Епископ ЕВФРОСИН II ЗВЕНЕЦ (1448-1462 гг.). Рукоположен во епископа в 1448 г. В 1459 г. Евфросин присутствует на Соборе, созванном митрополитом Ионой и имевшем большое значение для Русской Православной Церкви. Собор отверг предложение польского короля Казимира IV поставить на Митрополию вместо Ионы униата Григория, митрополита Литовского. Евфросин скончался в конце 1462 г.
28. Епископ ДАВИД (1462-1471 гг.). Рукоположен во епископа 1 февраля 1462 г. митрополитом Московским Феодосием (1461-1464). При митрополите Ионе Давид был казначеем Митрополичьего дома. Управлял рязанской епархией около 10 лет. Скончался в 1471 г.
29. Епископ ФЕОДОСИИ (1471-1481 гг.). Рукоположен во епископа 8 декабря 1471 г. митрополитом Московским Филиппом (1464-1473) из архимандритов Чудова монастыря. Управлял рязанской епархией до 1481 г. и по болезни отказался от кафедры. Скончался в том же году, Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
30. Епископ СИМЕОН (1481-1496 гг.).
31. Епископ ПРОТАСИЙ (1496-1516 гг.).
32. Епископ СЕРГИЙ II (1517-1521 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Андроникова монастыря 12 февраля 1517 г. митрополитом Варлаамом (1511-1522 гг.). Рязанской епархией управлял около 5 лет. При епископе Сергии в 1521 г. Рязанское княжество теряет самостоятельность и присоединяется к Москве. В Рязань направляется наместник - знаменитый окольничий Хабар Симский. Последний рязанский князь Иван Иванович стоял за самостоятельность княжества, настраивая своих бояр против Москвы, и вступил в тайный сговор с крымским ханом Магмет-Гиреем. Вызванный хитростью в Москву, Иван Иванович был взят под стражу. Позднее он бежал в Литву, где следы его теряются. При нападении в 1521 г. крымских татар, Хабар Симский собрал рязанских бояр к епископу Сергию и велел поклясться на кресте в верности вел. князю Московскому. Рязанскую кафедру Сергий II возглавлял до 1521 г., но погребен не в Рязани. Точная дата смерти и мест захоронения неизвестны.
33. Епископ ИОНА II (1522-1547 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Юрьев Новгородского монастыря 23 марта 1522 г. митрополитом Даниилом (1522-1539 гг.). Рязанской епархией Иона II руководил почти 26 лет. Присутствовал на Соборах 1525 и 1531 гг., созываемых митрополитом Даниилом. Эти Соборы через длительные споры и полемику осудили Максима Грека.
Новый митрополит Макарий (1543-1563) в феврале 1547 г. проводит Собор, причисливший к лику святых (канонизировавший) 14 просиявших на Руси чудотворцев: 5 чтимых повсеместно и 9 местночтимых. Рязанской епархии принадлежат новые святые: князь Константин Муромский с чадами Михаилом и Федором, князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Собору предшествовал огромный труд Макария и епископовв том числе и Ионы II, по сбору материалов и доказательств, прав на канонизацию представленных святых.
При Ионе II епископская кафедра из «владычной слободы» от Борисо-Глебского собора переводится в кремль. Старый Успенский (Христорождественский) собор становится кафедральным, а Борисо-Глебский храм - приходским. В кремле, на бывшем княжеском дворе, Иона II построил каменные палаты и церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Обращался епископ Рязанский к царю Ивану Васильевичу Грозному с просьбой о помощи: «В большой и малой Мещере многие церкви от татарской войны запустели». Скончался Иона II в начале 1548 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
34. Епископ МИХАИЛ II (1548-1551 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Чудова монастыря 22 апреля 1548 г. митрополитом Московским и Всея Руси Макарием. Рязанской епархией управлял менее трех лет. В 1550 г. участвует в Соборах - церковном и земском, созванных царем Иваном Васильевичем Грозным. Когда Михаил был в Москве, в Рязани произошел уникальный случай, связанный с самовольным построением рязанскими священниками церквей в городе (см. в описании Вознесенской церкви). Скончался Михаил в конце 1551 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
35. Епископ КАССИАН (1551-1554 гг.). Рукоположен во епископа в начале 1551 г. из иноков одного из заволжских монастырей митрополитом Макарием. В этом же году Кассиан участвует в знаменитом Стоглавом Соборе (Стоглав), поставившем задачу обновления русской церкви, очищение ее от недостатков, улучшение ее жизни во всех отношениях.
Кассиан участвует в Соборе 1553 г. по поводу ереси Башкина. Впрочем, сам Кассиан, воспитанник заволжских старцев, на еретиков смотрел не очень строго и критически относился к труду Иосифа Волоцкого «Просветитель».
Рязанскую кафедру покинул по болезни («был разбив параличом») и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь на покой, где скончался 21 октября 1556 г.. Похоронен там же.
36. Епископ ГУРИЙ (РУЖЕЦКИЙ) (1554-1562 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Троице-Сергиева монастыря 17 марта 1554 г. митрополитом Макарием.
В 1555 г. по велению царя Ивана Грозного Гурий направляется в Муром. Там в 1553 г. был начат, а в 1555 г. закончен новый; каменный Благовещенский храм. Иван Грозный для храма прислал иконы, книги, колокола, церковную утварь, ризы и другие предметы. Епископ Гурий освящает новый храм и устанавливает там раку с мощами св. князя Константина и чад его Михаила и Федора. Некоторое время Гурий живет в Муроме и служит в храмах.
Год смерти епископа Гурия неизвестен, похоронен он в Архангельском соборе рязанского кремля.
37. Епископ ФИЛОФЕЙ (1563-1569 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Симонова монастыря в 1563 г. по желанию царя Ивана Грозного.
Рязанской епархией управлял 6 лет. Осенью 1564 г. крымский хан Давлет-Гирей осадил Рязань. Среди горожан, мужественно оборонявшихся, находился епископ Филофей, который воодушевлял рязанцев. Оборону возглавлял боярин Алексей Басманов с сыном Федором. 5 октября хан Давлат-Гирей отступил. В начале 1565 г. в составе делегации Филофей ездил в Александровскую слободу упрашивать Ивана Грозного вернуться в столицу, которую Государь покинул с учреждением опричнины.
Филофей присутствует на Соборе 1568 г., осудившем митрополита Филиппа II (1566-1569). Митрополит неоднократно обвинял в жестокости царя Ивана Грозного и поплатился за правду. Царь сослал Филиппа II в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. митрополит был задушен Малютой Скуратовым. Филипп II причислен к лику святых. За поддержку Филиппа II епископ Филофей лишен кафедры. Где и когда он скончался, неизвестно.
38. Епископ СЕРГИЙ III (1569-1572 гг.). Нет точной даты поставления Сергия III на рязанскую кафедру. Предполагают, что рукоположен он во епископа осенью 1569 г. Рязанской епархией управлял 3 года. Известна его миссионерская деятельность в Шацком крае. О годе и месте смерти епископа Сергия сведений нет.
39. Епископ ФЕОДОСИИ (ВЯТКО). С 1566 г. Феодосии - архимандрит Спасо-Андрониевского монастыря. В ноябре 1570 г. переведен в Троице-Сергиев монастырь и назначен духовником царя Ивана Грозного. Никаких сведений о епископском служении Феодосия в Рязани нет, но имя его находится в рязанских Синодиках.
40. Епископ ЛЕОНИД (ПРОТАСЬЕВ) (1573-1584 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Иосифо-Волоколамского монастыря в 1573 г. митрополитом Антонием (1572-1581). Рязанской епархией управлял свыше 10 лет. При Леониде иеромонахом Матфеем продолжалась миссионерская деятельность в Шацком крае. В 1573 г. Матфей крестил много мордвы, а в 1584 г. основал Николаевский Чернеев монастырь. Обитель основана для утверждения Православия среди неславянских народов. Леонид присутствует на Соборе 1578 г., причислившего Иосифа Волоцкого к лику святых. Присутствует на Соборе 1581 г. при постановке на кафедру нового митрополита Дионисия, (1581-1586). В 1588 г. Леонидом составлено житие Василия Блаженного и похвальное слово ему. Сведений о дате смерти и месте захоронения епископа Леонида нет.

Архиепископы Рязанские и Муромские

41. Епископ МИТРОФАН (1584-1598 гг.). Рукоположен во епископа в 1584 г. митрополитом! Дионисием. Предполагают, что Митрофан был архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В январе 1589 г. он присутствует на Соборе при «постановке патриарха Иова (с 1586 г. - митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. - патриарх). В 1589 г. Митрофан возведен в сан архиепископа. В Рязани он начинает перестраивать обветшавший Успенский (Христорождественский) кафедральный собор. Скончался в начале 1598 г.
42. Епископ ВАРЛААМ (1598-1601 гг.). Рукоположен во архиепископа в июне 1598 г. патриархом Иовом. Рязанской епархией управлял два с половиной года. В августе 1598 г. Варлаам подписывает вместе с другими церковными иерархами и боярами Соборную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова. Присутствует на коронации в Успенском соборе. В 1600 г. Варлаам обращается к царю Борису с просьбой о расширении рязанского архиерейского двора в Коломне. При частых, поездках в Москву этот двор был необходим. Борис Федорович исполнил просьбу Варлаама. Архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 г., но неизвестно место погребения его.
43. Епископ ИГНАТИЙ ГРЕК (1602-1605 гг.). Бывший епископ Кипрский. Назначен на рязанскую кафедру патриархом Иовом в 1602 г. Сведений о его деятельности в Рязани нет. 24 июня 1605 г. возведен Дмитрием Самозванцем в степень патриарха (лжепатриарха) без соборного избрания. В 1606 г. лжепатриарх Игнатий сведен с престола и заключен в Чудов монастырь. Скончался в 1640 г. в Вильне, куда бежал от преследования русских.
44. Епископ ФЕОДОРИТ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1606-1617 гг.).
45. Епископ ИОСИФ III (1617-1620 гг.). Рукоположен во архиепископа из архимандритов Псково-Печерского монастыря в 1617 г. В июне 1619 г. по указу Михаила Федоровича Иосиф III встречает в Можайске Филарета Никитича Романова, отца нового царя и будущего патриарха, который возвращается из польского плена. В этом же году Иосиф III присутствует на Соборе при возведении патриарха Никитича (1619-1633 гг.). Скончался Иосиф III в 1621 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
46. Епископ АНТОНИЙ (1621-1637 гг.). Рукоположен во архиепископа в 1621 г. патриархом Филаретом. 21 апреля 1621 г. Антоний дает письменный наказ боярскому сыну Лариону Озерову, ехать в свою вотчину для наведения и поддержания порядка. «Крестьян от посторонних людей и от всяких обид беречь» - записано в наказе и далее указываются правила взимания налогов, порядок разрешения споров и прочее.тДругих сведений об архимандрите Антонии нет. Скончался он 15 февраля 1637 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
47. Епископ МОИСЕЙ (1638-1651 гг.). Рукоположен во архиепископа из иноков Троице-Сергиева монастыря 10 января 1638 г. патриархом Иосифом I. Моисей часто бывает в храмах и монастырях рязанской епархии и на богомолье, и при архиерейском служении. Летом 1638 г. он был на богомолье в Николо-Радовицком и Успенском Ольговом монастырях, в феврале 1639 г. - на богомолье в Зарайске, в сентябре 1640 г. - на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, в сентябре 1641 г. - на богомолье в Солотчинском и Николо-Радовицком монастырях, летом 1643 г. - на богомолье в Николо-Радовицком и Богословском монастырях. Скончался Моисей 15 февраля 1651 г., погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
48. Епископ МИСАИЛ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1651-1655 гг.).
49. ИЛАРИОН (1657-1673 гг.). Рукоположен во епископа из архимандрита нижегородского Печерского монастыря в 1657 г. патриархом Никоном (1652-1658 гг.) и впоследствии возведен в сан архиепископа. В 1669 г. с благословения патриархов Иосифа II Московского, Макария Антиохийского и Паисия Александрийского возведен в сан митрополита. В 1664, 1668, 1669 гг. он поднес царю Алексею Михайловичу на жалованье ратным людям 4100 рублей. В Рязани Иларион передал в кафедральный Успенский (Христорождественский) собор золотые, отделанные драгоценными камнями, священные сосуды, изготовленные по его заказу. При митрополите Иларионе на архиерейском дворе велось каменное строительство. Вместе с другими церковными иерархами подписал Соборное постановление о низложении патриарха Никона. 28 мая 1673 г. по указу царя Алексея Михайловича митрополит Иларион был отпущен на покой в монастыри Макария чудотворца Желтоводского, что в нижегородской епархии. 4 июня по дороге к обители он скончался. Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
50. ИОСИФ IV (1674-1681 гг.).
51. (1681-1686 гг.). До Рязани был архиепископом Суздальским и Юрьевским. В 1681 г. переведен архиепископом Рязанским и впоследствии возведен в сан митрополита. В 1682 г. по указу царя и благословению патриарха в Рязани начинаются подготовительные работы к возведению нового кафедрального Успенского собора. Митрополит Павел возглавил начатое дело. В этом же году из Рязанской епархии были образованы еще две: Тамбовская и Воронежская. Рязанская домовая казна выделила в новые епархии священные одежды, священные сосуды, книги и деньги. В 1683 г. Павел направляет в Богословский и Солотчинский монастыри грамоты, содержащие указания по церковному богослужению, о святых Таинствах и прочее. Скончался митрополит Павел 4 сентября 1686 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
52. АВРААМИЙ (1687-1700 гг.). Рукоположен во епископа Андроникова московского монастыря 9 января 1687 г. патриархом Иоакимом. Затем возведен в сан митрополита Рязанского. В 1689 г. Авраамий заключает подряд на изготовление иконостаса в новый Успенский собор. За работу мастерам во главе с Сергеем Христофоровым заплачено 850 рублей выдано 100 четвертей муки ржаной и 30 - пшеничной. Cлучилась беда. Почти возведенный собор рухнул в апреле 1692 г. В 1693 г. Авраамий заключает подряд на постройку «нового» Успенского собора с известным зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. В 1700 г. Авраамий удалился на покой по старости Знаменский московский монастырь, где в 1708 г. скончался.
53. СТЕФАН (ЯВОРСКИЙ) (1700-1722 гг.).

Епископы и архиепископы

54. СИЛЬВЕСТР (ВОЛЫНСКИЙ) (1723-1725).
55. ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) (1726-1731).
56. ЛАВРЕНТИЙ (ГОРКА) (1731-1733).
57. АЛЕКСИЙ (ТИТОВ) (1733-1750).
58. ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) (1752-1757).
59. ПАЛЛАДИЙ (ЮРЬЕВ) (1758-1778).

В 1764 г. Была образована Владимиро-Муромская епархия , существовавшая параллельно с Суздальской.
1. Павел (Гребневский) (6 июля 1763 - 9 августа 1770 г.);
2. (Формаковский) (25 декабря 1770 - 3 августа 1783);
3. Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 - 6 мая 1788).

В 1788 г. была образована Суздальско-Владимирская епархия .
В 1799 г. была образована Владимиро-Суздальская епархия .

По ходатайству архиепископа Антония (Павлинского) Муромская кафедра была вновь учреждена 23 января 1868 г. как викариатство Владимирской епархии и просуществовала до 1937 г. Викарные епископы Муромские - своего рода заместители и помощники владимиро-суздальских архиереев.
Кафедральный храм -

Правление великого князя Василия II Васильевича было тяжелым временем для Московского государства. Большая часть его княжения была ознаменована серьезным династическим кризисом – войной за великокняжеский престол потомков Дмитрия Донского. В этой борьбе Василию II противостояли галицкие князья – Юрий Дмитриевич и его сыновья.

Не только династическим кризисом известно правление Василия II. Важной вехой его княжения стал церковный кризис, связанный с Ферраро-Флорентийским собором и унией, провозглашением автокефалии Русской Церкви и распадом единой Киевской митрополии на московскую и литовскую части.

Изучение событий, связанных с церковным кризисом правления Василия II, видится весьма важным и требующим нового подробного изучения. Влияние, оказанное столь масштабными изменениями, произошедшими в церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви и государства в Московской Руси, нельзя недооценивать. В историографии отмечалось существенное влияние, оказанное как Ферраро-Флорентийской унией, так и распадом Киевской митрополии в 1458 г., на формирование концепции «Москва – Третий Рим»[i], а так же на церковный Раскол XVII в. Помимо этого, можно отметить важную роль провозглашения автокефалии Русской Церкви и распада Киевской митрополии, повлиявших на окончательное формирование Московского централизованного государства: Церковь, в лице митрополита Ионы, всецело сосредотачивается на оказании помощи великому московскому князю, устанавливается органическое единство целей Церкви и государства. Об этом, в частности, свидетельствует целый цикл посланий митрополита Ионы к своей пастве, где святитель призывает к повиновению и оказанию различного рода помощи Василию II, что положительно сказывается на укреплении позиций Москвы в русских землях. Одной из важнейших составных частей церковного кризиса правления Василия II – последним годам существования единой Киевской митрополии и ее распаду – посвящена наша статья.

В 1448 г. произошло знаменательное событие – Московский собор, на котором был избран первый автокефальный русский митрополит. Такое беспрецедентное событие стало возможно благодаря неудачной авантюре митрополита Исидора по утверждению в Москве новой униатской церкви, подчиненной римскому папе. Однако в Москве унии не приняли – произошел разрыв с византийской церковью, по инициативе которой и была заключена уния, а Исидор, посаженный «у Чюда за сторожи» (Чудовский монастырь), вскоре бежал. Для возведения в сан нового православного митрополита и был созван Собор 1448 г.

На Соборе присутствовали следующие православные русские епископы: Ефрем Ростовский, Варлаам Коломенский, Питирим Пермский, по всей видимости, Авраамий Суздальский и, конечно, Иона Рязанский, а новгородский и тверской епископы прислали свои грамоты с согласием на возведение в сан нового общерусского митрополита. Им и стал епископ Иона.

Прежде всего, обратим внимание на то, что на Соборе 1448 г. в Москве участвовали церковные иерархи только собственно русских земель. Среди оказавшихся в Москве в 1448 г. иерархов не было ни одного представителя литовских епархий, – а ведь почти половина территории Киевской митрополии находилась на территории Литвы, враждебного Москве государства. Великий литовский князь вполне мог не признать Иону митрополитом, как ставленника Москвы, и принудить к этому литовских православных епископов. Таким образом, перед митрополитом Ионой и поддерживающей его Москвой вставала следующая задача: добиться признания со стороны духовенства и светской власти Великого Литовского княжества.

В рассматриваемое время великим литовским князем был Казимир Ягеллончик, младший брат польского короля Владислава III[v]. Время правления Казимира в Литве было высоко оценено современниками. «Хроника Быховца» содержит следующую фразу о его правлении: «и был великий князь Казимир князем литовским семь лет и все государства, которые были в зависимости от великого княжества, держал в целости и в покое». В 1447 г. после гибели своего старшего брата, Казимир стал так же польским королем под именем Казимира IV. Как польский король, Казимир был католиком. Главным образом, именно его признания должен был искать митрополит Иона для подчинения православных епископий Литвы.

Естественно, православный митрополит Иона не стал сразу же пытаться добиться признания со стороны католического монарха Казимира. Первоначально Иона, по всей видимости, решил «прощупать почву» в самих православных епископиях Литовского княжества и найти в них сторонников из числа светской знати.

Первой половиной 1450 г. Б.Н. Флоря датирует послание митрополита Ионы к православному киевскому князю Александру (Олелько) Владимировичу – близкому родственнику как Казимира Ягеллончика, так и Василия II. Митрополит сообщает князю, что в Константинополе «во царехъ и въ патриарьстве раздвоение и размышленье» – скорее всего, имеется в виду борьба сторонников православия со сторонниками униатства, в результате которой «отъ царя и патриарха, и на полате цареве, почяло бытии папино помяновение» – видимо, верх одержали униаты. Однако Иона далее пишет: «во всемъ Цариграде … нигдеже не поминается папино имя». Таким образом, Иона в униатстве обвиняет императора и Патриарха, а простой народ Константинополя остается верным православию.

В связи с этим («царь не таковъ, а ни патриархъ не таковъ» – т.е. не православные), после смерти митрополита Фотия и униатства Исидора, Иона был провозглашен в Москве общерусским митрополитом. Митрополит просит князя Александра (Олелька) Владимировича в способствовании тому, чтобы «совокупится, по прежнему, святейшаа киевьскаа и всея Руси митрополиа воедино»[x]. Таким образом, митрополит надеется, что киевский князь станет посредником в деле о признании Ионы законным главой Киевской митрополии.

По всей видимости, Казимир IV прислушивался к мнению киевского князя Александра (Олелька), именно поэтому Иона и выбрал его в качестве посредника. Киевский князь был одним из самых знатных людей Литовского княжества – он был внуком Ольгерда, племянником Владислава Ягайло, а значит двоюродным братом короля польского и великого князя литовского Казимира IV Ягеллончика – при этом сторонником православия. В 1445 г. Александр Владимирович присутствовал на съезде князей в Вильно, где, видимо, доказал свою лояльность Казимиру Ягеллончику, за что и получил подтверждение своих прав на киевское княжение. Кроме этого, следует упомянуть об особом отношении Казимира к Литве вообще и к литовскому дворянству в частности: перед отъездом в Польшу для коронации его польским королем, великий князь выдал общегосударственный привилей, по которому существенно расширялись права местного литовско-русского дворянства и Церкви. Вероятно, уважение известной доли самостоятельности литовского дворянства было составной частью политики Казимира Ягеллончика. Таким образом, мнение князя Александра (Олелька) и возглавляемого им мелкопоместного литовско-русского дворянства могло стать решающим в признании Ионы митрополитом на территории Литвы.

Кроме того, что православные светские феодалы Литовского княжества, скорее всего, могли стать союзниками Ионы в деле признания его законным общерусским митрополитом, интересную версию высказал Б.Н. Флоря.

Однако сперва следует оговориться, что духовенство Польши и Литвы, а также светская власть этих государств ещё во время проведения Ферраро-Флорентийского собора не признавали Евгения IV законным римским папой, а значит, не признали и унии. В связи с этим Б. Н. Флоря считает, что «католический епископат во владениях Казимира явно отдавал предпочтение политике, направленной на прямое обращение православных в католицизм (а не создание униатской церкви, подчиненной напрямую папе – Т.В.), соглашаясь в силу обстоятельств терпеть до поры до времени существование у православных особой церковной организации». Развивая эту мысль, следует сказать, что, считаясь по-прежнему «схизматиками», православное население Литвы могло быть и дальше склоняемо к непосредственному переходу в католичество, но перейдя в разряд «униатов» православные уравнялись бы в правах с католиками, причем не переходя в непосредственное ведение католического епископата, что само по себе не могло устраивать этот самый епископат. Таким образом, и литовское православное дворянство, и католический польский епископат могли оказать давление на Казимира IV в деле признания митрополита Ионы.

Помимо этого, можно также предположить, что свою роль в признании Ионы в качестве митрополита Казимиром могла сыграть великокняжеская дипломатия Василия II. Как раз в 1449 г. Московская Русь и Литовское княжество обменялись посольствами и заключили договор от 31 августа, согласно которому Казимир IV отказывался от помощи Дмитрию Шемяке, который до сих пор строил козни против Василия II, а московский великий князь, в свою очередь, обязался не помогать врагу литовского великого князя Михаилу Сигизмундовичу. Возможно, что одной из тем, обсуждаемых послами, могло быть и признание Ионы законным киевским митрополитом. Однако тогда вопрос решен, скорее всего, не был, и Ионе пришлось прибегать к услуге Александра (Олелько) Владимировича.

Так или иначе, в 1451 г. мы встречаем в Москве литовского дворянина Семена Олельковича, сына Александра (Олелька) Владимировича. Ещё А.А. Зимин связывал эту поездку с признанием митрополита Ионы со стороны короля и литовского дворянства. Это действительно могло быть так: Александр (Олелько) Владимирович переговорил с королем Казимиром, тот, в свою очередь, прислушиваясь к мнению титулованного литовского дворянства и, возможно, католического духовенства, признал Иону законным митрополитом и отослал в Москву с ответом сына князя Александра (Олелька) Семена.

Личность Семена Олельковича идеально подходила на роль «посыльного» ко двору великого князя Василия II. Родная сестра князя Василия Васильевича Анастасия была женой Александра (Олелька) Владимировича и матерью Семена. Таким образом, Семен Олелькович ехал не просто к московскому великому князю, он ехал к своему близкому родственнику – родному дяде.

Послание короля Казимира о признании Ионы киевским митрополитом датируется январем 1451 г. Видимо, именно его Семен Олелькович и доставил в Москву. Обратимся к содержанию этого послания.

Вначале Казимир устанавливает преемственность своей власти от Владислава Ягайло и Витовта: «…за отца нашего, короля Володислава, и великого князя Витовта, дяди нашего, и иныхъ предковъ нашихъ, мы Казимиръ, Божией милостью король полский и великий князь литовский, и русский, и жемотцкий и иныхъ». В послании отмечается, что «(Казимир – Т.В.) гадавшее и добре смотривше съ нашим братомъ великим княземъ … и съ нашими князьми и паны, и съ нашою Радою, полюбили есмо собе отцемъ митрополитомъ и дали есми ему столецъ митрополичь киевский и всеа Руси». По всей видимости, под «братомъ великим княземъ» подразумевается Василий II, поскольку других великих князей, кроме Василия и самого Казимира, не было. К тому же «братъ великий князъ» отделяется от «наших» князей и панов, значит он «не наш» – иностранный, а это и есть Василий II. Это упоминание Василия II может свидетельствовать о том, что великокняжеская дипломатия наверняка участвовала в борьбе за признание Ионы законным митрополитом в Литве. Как выше уже говорилось, возможно, об этом шла речь при заключении договора от 31 августа 1449 г.

В послании также утверждается, что Иона «имаетъ свою честь и своего митрополства уставность по старому правити, как митрополиты первобывшии предкомъ нашимъ и христианъству по своему доброму обычаю правили». Таким образом, Казимир полностью признал права Ионы на киевский митрополичий престол.

Весьма любопытно, что в конце послания Казимир сообщает, что это решение было им принято в присутствии представителей литовского дворянства. Среди перечисленных дворян, на втором месте после дяди Казимира князя Свидригайло («стрыйко нашъ князь Швитригайло»), упомянут Александр Владимирович («братъ князь Александро Володимеровичь»). Именование киевского князя «братом» и следование его в списке литовского дворянства на втором месте после дяди Казимира может свидетельствовать о его высоком положении в иерархии литовского дворянства и его приближенности к великому литовскому князю. Таким образом, надежда Ионы на то, что Александр (Олелько) Владимирович сможет стать посредником между митрополитом и Казимиром полностью оправдалась.

В феврале Иона написал ответ Казимиру, и, вполне возможно, что его также повез Семен.

Иона писал, что «челомъ бьетъ тебе великому господарю (Казимиру – Т.В.) о великомъ вашемъ жалованьи» – о признании Ионы киевским митрополитом. Митрополит благодарит великого литовского князя за согласие на объединение киевской митрополии под властью Ионы.

Однако митрополит Иона также напоминает Казимиру о том, что, признав его киевским митрополитом, великий литовский князь не вернул митрополии «извечьную старину». Некогда входившие в состав Киевской митрополии галицкие епархии теперь составляли Галицкую митрополию, которая располагалась на территории Польского королевства и имела собственного митрополита. Именно её Иона и предлагает вернуть в состав киевской митрополии. Никаких сведений о реакции Казимира IV на такое требование митрополита нет.

Итак, Ионе удалось добиться признания со стороны Казимира Ягеллончика. С начала 1451 г. он становится полноправным киевским митрополитом. Одновременно с этим практически завершается Феодальная война в Московском государстве. Таким образом, 1451 г. стал годом завершения двадцатилетнего (с 1431 г. – года кончины митрополита Фотия) периода сложных и противоречивых взаимоотношений Церкви и государства. Однако впереди киевскую митрополию и княжескую власть ждали ещё многие испытания.

Одной из первых акций, проведенных Ионой в Великом Литовском княжестве, было назначение постоянного митрополичьего представителя в Литве. Ещё в послании к королю Казимиру Ягеллончику митрополит писал об отправлении к королевскому двору некоего «старца Ионы», «о которыхъ церковныхъ делехъ отъ насъ иметь челомъ бити». Вероятно, назначив своего представителя в Литве, митрополит рассчитывал на установление постоянной связи с Казимиром IV, а также хотел быть в курсе всех дел вокруг короля, чтобы не потерять милости, оказанной Ионе через признание его киевским митрополитом.

Следующим важным шагом митрополита в литовских епархиях стало установление наместничества киевского митрополита. Наместником вначале стал старец Давид, а затем архимандрит Акакий, который был «изъ своей (т.е. Ионы – Т.В.) келии», а значит, был близок к митрополиту и должен был стать выразителем воли Ионы в Литве. Думается, что Иона действовал в согласии с великим московским князем, в интересах которого было укрепление позиций митрополита в литовских землях. Находясь в союзе с митрополитом, великий московский князь вполне мог рассчитывать на укрепление и своих позиций среди православного населения Литовского княжества. Возможно, князь и митрополит вообще задумывались о присоединении православных земель Литвы к Московскому государству.

Известно также послание Ионы к литовскому дворянству, в котором митрополит призывает: «стояли бы есте … за святую божию црковъ и за православную нашу христову веру твердо». По большому счету, Иона призывает к верности себе. Вполне естественно предположить, что это было на руку также великому московскому князю. Однако наиболее ярко устремления митрополита Ионы отражает послание смоленскому епископу Мисаилу.

После поражения Дмитрия Шемяки, один из его союзников – можайский князь Иван Андреевич – бежал в Смоленск. По-видимому, Василий II опасался, что опальный можайский князь станет плести интриги в Литве против Москвы. С целью предотвратить это митрополит Иона и пишет послание к смоленскому епископу. Иона призывает Мисаила, чтобы тот следил за Иваном Андреевичем: «благословляю тобе (т.е. епископа Мисаила – Т.В.) … самъ того побереглъ, как ти мощно, чтобы отъ того князя Ивана … въ вотчине сына нашего великого князя (Василия II – Т.В.) пакости какие не было». Таким образом, смоленского епископа призывают к оказанию помощи Василию II – иностранному государю. По большому счету, это могло быть рассмотрено, как покушение на суверенитет Литовского княжества и, конечно же, не устраивало Казимира Ягеллончика.

По всей видимости, подобная политика митрополита была положительно оценена многими литовскими дворянами. Александр (Олелько) Владимирович поддерживал Иону, вероятно, ещё с 1450 г., однако он умер в 1453 или 1454 г. Позиции митрополита могли существенно пошатнуться со смертью киевского князя. Однако уже в 1454 г. всё разрешилось само собой. Киевским князем стал уже известный нам Семен Олелькович. Близкий родственник великого московского князя, князь Семен должен был стать сторонником митрополита Ионы. По-видимому, влияние Семена Олельковича в Литве было настолько сильным, что его хотели сделать Великим Литовским князем вместо Казимира. Однако этого так и не случилось. В подтверждение лояльности Семена Олельковича митрополиту Ионе следует упомянуть о том, что в жалованной грамоте на наместничество Киевской митрополии Иона просит особо оповестить о посылке в Киев нового митрополичьего наместника архимандрита Акакия княгиню Анастасию, жену Александра Владимировича (к тому времени уже скончавшегося) и сестру Василия II, а также Семена Олельковича. Видимо, как наиболее заинтересованных лиц, их следовало оповестить первыми. Стоит сказать и о пане Михаиле Кезигайловиче, которому Иона тоже отослал послание с благодарностью за помощь в церковных делах Киевской митрополии. Некто «сын наш Михаил Канцлер» упоминается в послании к смоленскому епископу Мисаилу. Епископу предписывается искать помощи в наблюдении за Иваном Андреевичем именно у «Михаила Канцлера». Вполне вероятно, что это одно лицо с Михаилом Кезигайловичем. Если это так, то поддержку Ионе оказывали самые высшие государственные деятели Литовского государства, к коим и относился пост канцлера.

Однако такой политике митрополита, направленной на укрепление собственной власти и авторитета в литовских землях, а через это и укреплению авторитета Василия II, не суждено было продолжаться долго. В 1458 г. власти митрополита Ионы в Литве пришел конец.

В 1458 г. в Киев из Рима прибыл некто Григорий, объявивший себя преемником Исидора на посту киевского митрополита. По всей видимости, это был тот самый «чернец Григорий», который бежал из Москвы вместе с Исидором 15 сентября 1441 г.

Практически сразу после бегства Исидора в Рим Святой Престол начинает разрабатывать план нового униатского натиска на всех православных, в частности на Восточную Европу. Однако первоначально их устремления были направлены на Константинополь – с этим связана миссия Исидора 1452 г. по утверждению униатства в Константинополе. С падением Византии в 1453 г. внимание Рима переключилось на русские земли, главным образом, на входившие в состав Великого Литовского княжества. Именно тогда Исидор и Святой Престол принимают решение попытаться возобновить унию среди православных Литвы. С этой целью Григорий, по всей видимости, близкий соратник и ученик Исидора, отправляется в Киев, куда и прибывает в 1458 г.

Прибыв в Киев, Григорий объявляет себя законным киевским митрополитом. Он получает поддержку со стороны как Казимира IV и литовского дворянства, так и православного духовенства. Фактически в одночасье Иона теряет из-под контроля все литовские епархии. Киевская митрополия оказывается разделенной на московскую и киевскую части. Тем не менее, Иона отказался оставлять литовские епархии без боя и попытался склонить на свою сторону епископат и дворянство.

Однако надежды Ионы не оправдались, даже его апелляция к тому, что Григорий был учеником митрополита-ренегата Исидора и рукоположен в сан митрополита Григорием Маммой, бежавшим в Рим последним константинопольским патриархом-униатом, ни к чему не привели. До самой своей смерти Иона пытался вернуть в лоно православия некоторых отдельных епископов Литовского княжества, в частности известны его послания смоленскому и черниговскому епископам. Никакой реакции на призывы Ионы со стороны Литвы не последовало – литовские епархии окончательно отделились от Москвы и образовали собственную Киевскую митрополию – до 1470 г. формально униатскую. 31 марта 1461 г. митрополит Иона скончался, последующие митрополиты уже не пытались вернуть под свою власть утерянные епархии.

Нерассмотренным остается последний вопрос: почему литовские епархии так легко признали Григория в качестве нового законного митрополита и отвергли Иону? В историографии высказывалось мнение, с которым мы склонны согласиться, о том, что взаимоотношения православия и католицизма в Литве были глубоко развиты. Две конфессии никогда не рассматривали друг друга как врагов – постоянно обсуждалась тема христианского единства. Это нашло отражение в совместном поклонении некоторым святыням, взаимообогащении церковной архитектуры и живописи, а также в том, что высшее дворянство часто одновременно посещало как католические церкви, так и православные. Именно поэтому, ещё со времен великого князя Витовта, в Литве обсуждался вопрос о церковной унии.

Ионе было суждено продержаться в Литве всего 7 лет, опираясь на нескольких верных ему людей (Александр Владимирович, Анастасия Васильевна, Семен Олелькович, Михаил Кезигайлович, а также, возможно, на некоторых безымянных героев) и пользуясь признанием со стороны Казимира Ягеллончика. Однако этого оказалось мало. Едва литовский великий князь возобновил общение с Римом, литовское дворянство пошло на попятную и признало римского ставленника Григория своим митрополитом. До 1470 г. формально существовала униатская Киевская митрополия, однако когда выяснилось, что простое население Великого Литовского княжества отрицательно воспринимает унию, Григорий вернулся в православие и признал главенство Константинопольского патриархата.


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения - в платеже или письме в редакцию.
Похожие публикации