Урок "составление технологической карты изготовления табуретки". Технологическая карта урока по технологии "архитектура" Техническая карта урока по технологии

Сообщает новые знания;

-История украшения лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем?

Волокна какого происхождения вы знаете еще?)

И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту.

Женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Также женщины отделывали цветными лентами одежду. А по определенным материалам и цвету лент можно было определить….ЧТО?

Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток.

В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром

Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями.

Следующий французский монарх, Людовик XV , сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным.

В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения.

Например, на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога.

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь.

Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров.Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.

В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например, аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью.
В XX веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. В конце прошлого столетия украшение шелковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее

время переживает второе рождение.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья.

Посмотрите, у меня в руках корзина. Чего здесь не хватает?

Сегодня на уроке мы будем с вами изготовлять цветы.

Посмотрите каких видов бывают ленты.

Технологическая карта урока

Учитель: Касаткина Ирина Сергеевна

Тема урока : « Влажно-тепловые работы » - 5 класс

Тип: изучения и первичного закрепления новых знаний

ТДЦ: Создать условия для формирования знаний по влажно-тепловым работам через изменение видов учебной деятельности

Обучающий аспект :

Сформировать общие сведения о влажно-тепловых работах и правилах работы с утюгом на уровне конструктивного применения;

Обеспечить формирование понятий « приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировать, отутюжить, ВТО » ;

Обеспечить усвоение правил техники безопасности на рабочем месте.

Развивающий аспект :

Повышение самомотивации учебной деятель-ности;

Выполнение умственных операций:

анализ,

сравнение,

аргументация;

Развитие логического мышления через участие в целеполагании.

Воспитывающий аспект: в оспитание

Конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями (коммуникати-вность, уважение точек других людей);

Рациональной организация рабочего места, соблюдение культуры и безопасности труда .

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия; приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировать, отутюжить;

Метапредметные (УУД)

Определять цели, планировать и оценивать их достижение (Регулятивные - Р );

Анализировать , делать аргументированные выводы (Познавательные/ Логические - П/Л );

Отражать результаты своей деятельности в устных и письменных высказываниях (Познавательные-общеучебные П/О-У )

Личностные

Конструктивное взаимодействия со сверст-никами и учителями (Коммуникативнные- К );

Осознание смысла изучаемой темы; использование правил при ВТО ;

Рациональная организация рабочего места, соблюдение культуры и безопасности труда .

Межпредметные связи: химия, ОБЖ, информатика

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа

- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф;

Презентация.

Для учащихся:

- Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс, под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Граф;

Дидактичес-кая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы обучения

Средства обучения

Планируемые результаты

УУД

    Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие.

Готовность учащихся к уроку.

Фронтальная

Репродуктивный

Полная готовность класса и оборудования. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    Проверка домашнего задания (актуализация)

Установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания. Выявление пробелов и их корректировка. Актуализация опорных знаний и умений

Организует беседу по вопросам изученного материала.(Виды машинных швов)

Выдаются задания: соотнести графическое изображение с условным изображением швов и указать название шва.

Отвечают на вопросы.

Работают над заданием в парах.

Фронтальная

Парная

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Актуализация опорных знаний и умений

П/О-У

    Подготовка к основному этапу (мотивация)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности,

Предлагает учащимся вопросы -Связь времён поколений – как это проследить?

А задумывались ли вы когда-нибудь откуда появился утюг?

Кто изобрёл утюг?

Для чего он нам необходим?

Презентация: из истории развития утюга.

Формулировка темы урока и цели для себя. Корректирует цели, поставленные учащимися и записывает на доске.

Отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию.

Формулируют тему урока. Определяют для себя цели урока

Фронтальная

Объяснительно – иллюстративный

Прием познава-тельной мотивации: показ недоста-точности знаний

Мультимедийная презентация

Тема урока «Влажно-тепловые работы» .

Цель урока: формирование знаний по ВТО.

Задачи: изучить материал эволюции утюга;

Обеспечить формирование терминов ВТО;

Обобщить опыт по организации рабочего места;

Усилить мотивацию учащихся к предмету технология.

Готовность учащихся к достижению целей, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

П/Л

    Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объектах изучения.

Зачитывается стихотворение про электрический утюг.

Что такое утюг?

Из каких элементов состоит утюг?

Виды подошв утюга.

При работе ВТО необходимо следовать правилам техники безопасности. (работа с учебником)

Знакомит с терминами темы.(Слайд)

Требования предъявляемые к ВТО.(Слайд. Демонстрация приёмов работы)

Организует физкультминутку

Осмысливают понятия, записывают их в тетрадь.

Читают в учебнике правила техники безопасности.(стр42-43)

Термины записывают в тетрадь.

Фрон-тальная

Инди-видуальная

Объяснительно – иллюстративный.

Презентация

Учебник.

Активные действия учащихся с объектом изучения.

П/О-У

П/Л

    Первичная проверка понимания

Правильноое и осознанное ус-воения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Предлагает заполнить таблицу. (Термин. Содержание работы. Область применения).

После того как заполнили таблицу сопоставить её аналогичной информацией учебнике (Учебник Технология.Обслуживающий труд.5 класс. Под редакцией В.Д.Симоненко,М.:В-Граф. 2010 г. Стр. 44-45)

Заполняют таблицу: « Терминалогия ВТО » , комментируют свои записи.

Осуществляют коррекцию знаний

Фрон-тальная

Индивидуальная

Частич-но- пои-сковый

Учебник

Оформление таблицы формата А-4.

П/О-У

П/Л

    Закрепление новых знаний

Предлагается учащимся карточки с заданием.(На карточках два столбика. В первом рисунки, а во втором необходимо написать термин, который соответствует рисунку).

Получают карточки с заданием. Выполняют задание, аргументируют своё мнение.

Делают выводы

Индивидуальная.

Фронтальная.

    Подведение итогов.

    Рефлексия

Раздать анкеты для учащихся.

Вопросы:

Узнал ли ты что-нибудь новое?

(Да, нет, частично)

Пригодится ли тебе это когда-нибудь в жизни?

Отвечают на вопросы.

Сдают анкеты.

Фронтальная

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Педагогическое обоснование урока:

На данном уроке учащиеся начинают новый творческий проект, который предполагает выполнения самостоятельных последовательных действий учащихся в осуществлении определенного замысла. Поскольку любая творческая работа – это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла, то для этого необходима правильная последовательность действий. Научить учащихся овладеть этими методами исследования – одна из важнейших задач всей образовательной области, в том числе данного урока.

Время урока: 90 минут

Цели урока :

обучающая :

  • научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
  • раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
  • реализация полученных знаний по изготовлению технологической карты по при решении новой задачи;

развивающая :

  • развить трудовые навыки и умения учащихся составлять технологическую карты
  • развивать воображение, творческий подход к выполнению работы
  • развивать умение разбивать задачу на подзадачи;

воспитывающая :

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
  • воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам

Инструменты и оборудование:

  • верстак,
  • линейка,
  • циркуль,
  • альбомный лист,
  • карандаш

Наглядные пособия :

  • технологическая карта,
  • готовые изделия (табуретки разных конструкций),
  • заготовки деталей.

Форма обучения :

  • индивидуальная,
  • групповая

Краткий план урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

III. Объяснение новой темы.

IV. Практическая часть урока.

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

VI. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка списочного состава учащихся, сообщение о теме, целях и содержании урока

Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие тетради, ручки)

Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат

II. Актуализация знаний

  1. Что такое технологический процесс? (Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов ).
  2. Что такое технологическая карта? (Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций )

III. Объяснение нового материала

С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.

Демонстрация готовых изделий (табуреток)

А какую из табуреток Вы хотите изготовить?

Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.

IV. Практическая часть урока

Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

линейка, карандаш, ножовка

Обработать заготовки и на станке

фуговальный станок ФСШ-2

Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке

верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток

Разметка и установка заготовки на токарном станке

станок СТД-120М, штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш

Вытачивание заготовки по размеру и форме

станок СТД-120М, шаблон, рейер, майзель

Шлифовка ножек табуретки

шлифовальная шкурка

Разметка и изготовление шиповых гнезд

Сверлильно-долбежный станок

Разметка, распиление, строгание вставок

Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник

Изготовление шипового соединения

Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож

Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам)

Клей столярный, киянка

Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка

Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка

Сборка изделия

Верстак, клей столярный, нагель, киянка

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

Оценивая работу учащихся, учитель учитывает последовательность и правильность выполнения работы.

VI. Домашнее задание

Составить технологические карты на разные виды табуреток, указать их назначение (детские, кухонные, для работы, хозяйственных нужд и др.).

Урока технологии ничем не отличается от других учебных дисциплин. Она связана с инновационным подходом в обучении. Что она должна включать в себя? Любая технологическая карта урока по технологии ФГОС предполагает два этапа в непосредственной деятельности учителя. Первый этап представляет собой проектирование урока либо системы занятий. На втором происходит непосредственная реализация учебного занятия либо системы уроков в образовательном процессе.

Особенности предмета

Технологическая карта урока технологии строится согласно классической методике. Этап, связанный с проектированием учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, предполагает сосредоточение на освоении процедур и определенных предписаний, созданных в Министерстве образования РФ. В учебном или не учебном времени должны присутствовать все основные параметры, которые ориентированы на развитие творческой личности.

Научный подход к технологическому проектированию

Технологическая карта урока технологии в трудах С. И. Львовой, И. П. Цибулько, Ю. Н. Гостева предполагается в виде четырех основных структурных компонентов:

  • Диагностика уровня начального усвоения школьниками учебного материала, а также отбор в группы с равным запасом сформированных знаний.
  • Организация и мотивация учебной деятельности школьников. Перед учителем ставится основная задача - вовлечение воспитанников в учебно-познавательную и проектную работу, поддержание сформированного интереса к обучению.
  • Процесс обучения, предполагающий непосредственное усвоение школьником учебной дисциплины посредством взаимодействия с разнообразными средствами.
  • Осуществление контроля качества усвоенного материала

Согласно теории, предложенной В. М. Монаховым, технологическая карта урока технологии предполагает наличие пяти основных компонентов:

  1. Целеполагание необходимо для проектирования единой цели, постановки нескольких задач.
  2. Диагностика позволяет устанавливать факт достижения либо недостижения каждой конкретной задачи.
  3. Разбитые на части задания помогают выявить уровень самостоятельности ученика, провести диагностику.
  4. Логическая структура технологии направлена на анализ достигнутой ранее цели, полученных результатов, последующее развитие внимания, памяти, познавательного интереса.
  5. Коррекция учебного процесса способствует построению индивидуальной траектории развития для каждого воспитанника.

Компоненты образовательной технологии

Технологическая карта урока технологии по ФГОС (мальчики или девочки по ней обучаются, неважно) предполагает формулировку основных параметров для каждого учебного занятия.

Педагог определяет диагностическое целеобразование, продумывает результативность урока. В таком случае процесс обучения будет действительно эффективным, и гарантировано достижение всех поставленных целей и задач.

Особенности уроков технологии у девочек

Технологическая карта по уроку технологии (девочки) помимо теоретической части обязательно содержит информацию о тех практических навыках, которыми в ходе занятия должны овладеть школьницы. Педагог старается предусматривать определенный резерв учебного времени, чтобы отработать теоретические знания на практике. В зависимости от особенностей группы, приходящей к педагогу, происходит корректировка технологической карты.

Система В. В. Гузеева

Что собой представляет технологическая карта урока по ФГОС? Технология (девочки) - предмет, который прежде всего направлен на подготовку будущих хранительниц семейного очага. Именно поэтому в карте каждого урока технологии учитель обязательно оставляет некоторый запас времени на отработку основных, универсальных навыков, предусмотренных общеобразовательной программой по данной учебной дисциплине.

В. В. Гузеев отмечал важность соответствия между поставленной первоначальной целью и конечным результатом. Кроме того, автор данной методики уделяет серьезное внимание текущей диагностике, а также прогнозированию индивидуального развития ученика, проверке его приближения к поставленной цели.

Характеристика технологической карты учебного занятия

Чем характеризуется Образец по технологии представим позже, сначала дадим общее определение. Технологическая карта - некий паспорт проекта будущего урока, предназначенного для определенной группы детей. Это особая форма конструирования учителем обучающего процесса. Педагог совмещает классическое тематическое планирование с разработками каждого конкретного урока.

Технологическая карта урока технологии (мальчики) предполагает описание всех действий учителя и школьников с указанием способов контроля, особенностей организационного процесса. С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

Для планирования конечных результатов сформированности представлений у ребят по определённой тематике осуществляется отбор правил, фактов, законов, соответствующих психологическим особенностям школьников.

При желании в технологическую карту урока технологии педагог также включает межпредметные связи, определяя преемственность между темами и разделами. Благодаря этому учитель структурирует учебный материал на оптимальном уровне. Каждая тема обязательно разбивается на несколько подразделов, логически связанных между собой. Например, сначала мальчики знакомятся с технологией обработки металла, правилами техники безопасности. Затем, имея теоретическую базу, приступают к работе на станках. Для девочек также важны теоретические знания. Познакомившись с особенностями потайного шва, они отрабатывают навыки в практической деятельности.

Конструирование технологической карты

Можно представить ее следующим образом:

  • 1-й шаг заключается в определении ожидаемых результатов после рассмотрения изучаемой темы.
  • 2-й шаг предусматривает определение первого и последнего занятий.
  • 3-й шаг состоит в разбивке содержания изучаемой темы на отдельные блоки.
  • 4-й шаг предполагает выделение основного материала для конкретных уроков.
  • 5-й шаг предполагает прогнозирование целей и формы урока в конкретном блоке.
  • 6-й шаг связан с составлением заданий для самоконтроля школьников.

Пример технологической карты урока технологии

Приведем урока по технологии, предлагаемый Т. И. Шамовой:

  • Номер урока в учебном курсе.
  • Тема занятия.
  • Что должен знать ученик?
  • Что должен уметь школьник? (Указываются предметные умения.)
  • Развитие и закрепление универсальных умений.
  • Тип урока.
  • Демонстрационные материалы (таблицы, презентации, портреты, модели).
  • Приемы и действия, с помощью которых педагог будет проверять степень усвоения учебного материала.
  • Самоконтроль обучающихся (рефлексия, благодаря которой ученик отслеживает свое продвижение по программному материалу).

Занятие «Лоскутное шитье»

Предлагаем пример уроков технологии для девочек по ФГОС:

Тема урока: «Лоскутное шитье».

Тип учебного мероприятия: интегрированный урок.

Методическая база: учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология ведения дома, 5-й класс.

Учебное оборудование: персональный компьютер, мультимедиа.

Материальная база: наборы лоскутных тканей.

Цель урока: формировать технологические навыки и умения при создании изделий в технике лоскутного шитья.

Планируемые результаты:

1. Предметные: развитие познавательного интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.

  • Познавательные - знакомство с формирование представления об использовании лоскутного шитья в повседневной жизни.
  • Регулятивные - освоение технологической последовательности освоить изготовления образцов в технике «лоскутное шитье».
  • Коммуникативные - создание благоприятных условий для сотрудничества.
  • Личностные: развить эстетический вкус, сформировать интерес к труду, умения соблюдать правила безопасной работы.
  • Коммуникативные: эмоциональный настрой на сотрудничество.

Предполагает объяснение правил выполнения тестового задания, демонстрацию девочкам образцов ткани, выполненных в технике лоскутного шитья.

Вместе с педагогом формулируется тема урока, ставится цель, определяются задачи.

После завершения теоретического блока проводится физминутка (3-5 минут).

Девочки приступают к практической части урока. Используя лоскутки разной геометрической формы, они в группах составляют лоскутные композиции.

Полученные в группах работы анализируются, проверяется правильность использования техники лоскутного шитья. Далее следует рефлексия и подведение итогов урока.

Заключение

Федеральные стандарты нового поколения, введенные в общеобразовательных школах, обязывают педагогов технологии составлять индивидуальные карты для каждого учебного занятия. Инновационная технология позволяет педагогу вовлекать своих воспитанников в проектную деятельность.

Технологическая карта урока для 5 класса по теме: «Орнамент»

Михеева Линда Эдуардовна, учитель технологии, Орловское СУВУ, Кировская обл., г. Орлов
Описание: План-конспект открытого урока представлен в виде технологической карты урока для 5 класса. Данная разработка будет полезна для учителей технологии, в частности для учителей, осуществляющих учебную деятельность по УМК «Алгоритм успеха» в соответствии с ФГОС ООО. Все этапы урока, описанные в карте направлены на формирование у учащихся основных видов УУД с их детальным описанием. Каждый этап урока подкрепляется практикоориентированным творческим заданием, что способствует проявлению активности, любознательности и заинтересованности учащихся на протяжении всего урока.
Класс: 5
Предмет: Технология
Тема урока: Орнамент
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели:
Оразовательная: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; научить учащихся украшать орнаментом национальный костюм.
Развивающая: развивать воображение детей, глазомер, творческие возможности, эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства, познавательный интерес к предмету.
Воспитательная: воспитывать национальное самосознание и уважение к историческому, культурному наследию наших предков, воспитывать любовь к культуре и традициям русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знать понятие «орнамент», виды, цветовые сочетания и символику элементов русского народного орнамента; уметь составлять основные виды орнаментов.
Метапредметные УУД: сопоставлять, анализировать, выбирать способы решения задачи, уметь делать выводы, прогнозировать, работать по плану; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выполнять учебное задание в соответствии с целью, осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное сотрудничество в группе, адекватно воспринимать содержание высказываний одноклассников.
Личностные УУД: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: ТСО для компьютерной презентации POWERPOINT (персональный компьютер, проектор, экран); учебник Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, Синица Н.В. – М: Вентана-Граф, 2013; натуральные наглядные предметы (изделия, украшенные росписью, соломкой, вышивкой, посуда без рисунка); наглядные макеты разделочных досок, блюда, салфетки, русской народной рубашки и головного убора; иллюстрации элементов городецкой росписи, народной вышивки, цветов для проведения этапа рефлексии.

Скачать Технологическая карта урока для 5 класса по теме "Орнамент"

Презентация на тему: Орнамент

Похожие публикации